не могли еще
способствовать быстрому продвижению общества по второму пути.
Рубежом следует считать приблизительно XV век - эпоху от
изобретения пороха и книгопечатания до открытия Америки, Индии
и до вызванных этим колоссальных экономических и
психологических сдвигов.
С начала XVII века преобладание тенденции ко второму пути
развития и стремительное угасание потенций первого пути
становятся уже предельно ясными.
Второй путь развития характеризуется несколькими
особенностями. Во-первых, резко и полностью разрывается связь
между наукой, то есть познанием окружающего мира, и какой-либо
духовностью. Духовность окончательно отбрасывается в область
богословия, культа, мистической философии и искусства, то есть
в ту область, на которую наука не обращает ни малейшего
внимания, лишь гораздо позднее начиная изучать ее со своих же
научных позиций. Во-вторых, методика познания сужается до
скрупулезной эмпирики и чисто рассудочных обобщений эмпирически
добытого материала. В-третьих, научная деятельность как таковая
полностью эмансипируется от каких бы то ни было связей с
практической этикой: корыстность или бескорыстность мотивов,
порочность или добродетельность ученого не имеют больше
никакого отношения к плодотворности его занятий. Конечно,
кармические следствия дурно направленной научной или
технической деятельности, например военного изобретательства,
приходится пожинать каждому в его посмертии; но эти следствия
находятся далеко вне круга его сознания при жизни. И
в-четвертых, наука в принципе делается открытой для всякого,
обладающего упорством и прилежанием. Окончательный разрыв между
духовным и интеллектуальным рядами становится незыблемой
реальностью.
Как расценивать - с метаисторической точки зрения - этот
выбор пути, совершенный западным человечеством, а позднее
определивший направленность умственной деятельности и в других
метакультурах? Если бы миссия Христа не была оборвана,
человечество получило бы могучий импульс к движению именно по
духовному пути. Вот тогда были бы открыты и усвоены те методы,
которые позволили бы вовлечь на этот путь народные множества
вместо тех единиц, которые вовлекаются на него в Индии и в
странах буддизма; несравненно большими, для всех явными, были
бы и достижения этих поколений. Это подобно тому, как
отличается размах научных достижений в древности, когда в этом
направлении работали единицы, от размаха научных достижении
теперь, когда в эту деятельность вовлечены миллионы. Тот, кто
оборвал жизнь Христа в самом се начале, продолжал свою глубоко
целеустремленную, сатанински разумную деятельность и в
дальнейшем. И, уж конечно, он приложил немало сил к тому, чтобы
глушить все побеги духовности и способствовать бурному росту
научной и технической мысли. Не требует объяснений, зачем
именно ему нужно было первое; во втором же он нуждался потому,
что без высочайших достижений техники не было бы мыслимо
объединение человечества в монолит, а без этого объединения
невозможно установление всемирной тирании - единственной
тирании, заслуживающей наименование абсолютной.
Но объединение человечества есть цель, вернее, необходимый
этап на пути к конечной цели - не только для демонических
начал. Объединение человечества - этап в достижении конечной
цели также и для начал Провиденциальных. Ибо, пока объединение
не достигнуто, человечество будет терзаться войнами и
революциями - войнами все более и более разрушительными;
наступит день, когда их разрушительность превратится в угрозу
для всей органической жизни на поверхности Земли. Вне всеобщего
объединения, политического и социального, нет способов к
предотвращению этой угрозы. И поскольку человечеством уже
давно, хотя и неосознанно, сделан выбор научно-технического
пути развития, поскольку невозможно в короткий срок изменить
соответствующим образом общее умонастроение в сторону пути
духовного, постольку Провиденциальные силы принуждены, со своей
стороны, форсировать движение человечества по
научно-техническому пути. Такова метаисторическая диалектика.
Силы Света озабочены только тем, чтобы направить научную мысль,
поскольку это зависит от них, по таким дорогам, которые меньше
других грозят гибельными