Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

не могли еще

способствовать быстрому продвижению общества по второму пути.

Рубежом следует считать приблизительно XV век - эпоху от

изобретения пороха и книгопечатания до открытия Америки, Индии

и до вызванных этим колоссальных экономических и

психологических сдвигов.

С начала XVII века преобладание тенденции ко второму пути

развития и стремительное угасание потенций первого пути

становятся уже предельно ясными.

Второй путь развития характеризуется несколькими

особенностями. Во-первых, резко и полностью разрывается связь

между наукой, то есть познанием окружающего мира, и какой-либо

духовностью. Духовность окончательно отбрасывается в область

богословия, культа, мистической философии и искусства, то есть

в ту область, на которую наука не обращает ни малейшего

внимания, лишь гораздо позднее начиная изучать ее со своих же

научных позиций. Во-вторых, методика познания сужается до

скрупулезной эмпирики и чисто рассудочных обобщений эмпирически

добытого материала. В-третьих, научная деятельность как таковая

полностью эмансипируется от каких бы то ни было связей с

практической этикой: корыстность или бескорыстность мотивов,

порочность или добродетельность ученого не имеют больше

никакого отношения к плодотворности его занятий. Конечно,

кармические следствия дурно направленной научной или

технической деятельности, например военного изобретательства,

приходится пожинать каждому в его посмертии; но эти следствия

находятся далеко вне круга его сознания при жизни. И

в-четвертых, наука в принципе делается открытой для всякого,

обладающего упорством и прилежанием. Окончательный разрыв между

духовным и интеллектуальным рядами становится незыблемой

реальностью.

Как расценивать - с метаисторической точки зрения - этот

выбор пути, совершенный западным человечеством, а позднее

определивший направленность умственной деятельности и в других

метакультурах? Если бы миссия Христа не была оборвана,

человечество получило бы могучий импульс к движению именно по

духовному пути. Вот тогда были бы открыты и усвоены те методы,

которые позволили бы вовлечь на этот путь народные множества

вместо тех единиц, которые вовлекаются на него в Индии и в

странах буддизма; несравненно большими, для всех явными, были

бы и достижения этих поколений. Это подобно тому, как

отличается размах научных достижений в древности, когда в этом

направлении работали единицы, от размаха научных достижении

теперь, когда в эту деятельность вовлечены миллионы. Тот, кто

оборвал жизнь Христа в самом се начале, продолжал свою глубоко

целеустремленную, сатанински разумную деятельность и в

дальнейшем. И, уж конечно, он приложил немало сил к тому, чтобы

глушить все побеги духовности и способствовать бурному росту

научной и технической мысли. Не требует объяснений, зачем

именно ему нужно было первое; во втором же он нуждался потому,

что без высочайших достижений техники не было бы мыслимо

объединение человечества в монолит, а без этого объединения

невозможно установление всемирной тирании - единственной

тирании, заслуживающей наименование абсолютной.

Но объединение человечества есть цель, вернее, необходимый

этап на пути к конечной цели - не только для демонических

начал. Объединение человечества - этап в достижении конечной

цели также и для начал Провиденциальных. Ибо, пока объединение

не достигнуто, человечество будет терзаться войнами и

революциями - войнами все более и более разрушительными;

наступит день, когда их разрушительность превратится в угрозу

для всей органической жизни на поверхности Земли. Вне всеобщего

объединения, политического и социального, нет способов к

предотвращению этой угрозы. И поскольку человечеством уже

давно, хотя и неосознанно, сделан выбор научно-технического

пути развития, поскольку невозможно в короткий срок изменить

соответствующим образом общее умонастроение в сторону пути

духовного, постольку Провиденциальные силы принуждены, со своей

стороны, форсировать движение человечества по

научно-техническому пути. Такова метаисторическая диалектика.

Силы Света озабочены только тем, чтобы направить научную мысль,

поскольку это зависит от них, по таким дорогам, которые меньше

других грозят гибельными