способна
решить не только авиация. Борьба с болезнями за продление
нормальных сроков жизни может вестись и совершенно другими
методами, чем те, какими пользуется медицина. Быстрое
передвижение в пространстве и общение на громадном расстоянии
вовсе не являются монополией наук, связанных с
усовершенствованием видов транспорта и средств связи.
Способность к полету, например, к преодолению пространств с
невообразимой быстротой, к общению на больших расстояниях, к
прохождению сквозь плотную среду, к преодолению болезней, к
продлению срока человеческой жизни в два-три раза, ко встречам
с существами других слоев, к созерцанию трансфизических
панорам, к восполнению жизненных сил не через пищу, а через
впитывание излучения светлых стихиалей и через вдыхание
благоуханий - все эти способности, как и многие другие,
покоятся в зачаточном состоянии в глубине нашего существа.
Грубыми, до смешного громоздкими, вульгарными, тяжкими,
примитивными, отвратительно бездушными и даже, как ни странно,
нерациональными показались бы технические достижения наших
дней, вроде реактивных самолетов, телевизоров или
кибернетических устройств, тому, кто способен предвидеть
человека, овладевшего способностью ангельского летания,
духовного зрения или умением мгновенного выполнения сложнейших
умственных операций единственно в силу развития способностей,
дремлющих в нашем мозгу, в нашем физическом, эфирном и
астральном организме. Одухотворенность и мудрая красота птичьих
крыльев не столь далека от мертвенного поблескивания
надраенного самолетного крыла, как далеки друг от друга
конкретные результаты движения по этим двум контрастным путям
человеческого развития. Магия древности и, позднее, некоторые
направления в восточной философской практике едва-едва
прикасались к вопросу о раскрытии этих потенций. Путь к этому
раскрытию почти неизведан, чрезвычайно трудоемок и дает плоды
лишь в итоге преемственной работы многих поколений. Особая же
его трудность заключается в том, что подобная практика
теснейшим образом связана с общим одухотворением личности, с
подъемом ее нравственного уровня, с очищением от всевозможной
мути. Древняя магия не смогла далеко уйти по этому пути именно
вследствие недооценки связи между магической практикой и
этикой. Подчинение этой деятельности корыстным мотивам влечет
за собой, в большинстве случаев, приостановку движения, а
иногда - продолжение движения, но ценою демонизации шельта со
всеми вытекающими из этого запредельными следствиями.
На позднейших культурно-исторических стадиях, в лоне
высокоразвитых религий так или иначе прикасались к этой
проблематике очень многие течения и школы: и пифагорейство, и
каббала, и восточнохристианское монашество, и монашество
даосизма и ламаизма. Кажется, сознательнее всех преследовали
цель развития в себе именно этих потенций индийские йоги. При
этом связь подобной работы с личной этикой была им уже
совершенно ясна. Но требуемый йогой отказ от многих
общечеловеческих потребностей и строжайшая самодисциплина
препятствовали включению в это движение широких масс. Весьма
сомнительно, однако, что для раскрытия этих потенций
действительно необходим, независимо от эпохи и культуры, именно
крайний аскетизм. Условия нового времени диктовали бы,
вероятно, не мучительное умерщвление плоти наподобие монахов
времен Исаака Сирина или индийских отшельников, а облегченные
условия, близкие к представлению о мирской праведности, либо,
например, к повседневному укладу южнобуддийских общин -
строгому и чистому, но умерщвление плоти отвергающему.
В метакультурах древности, включая Византию, общество еще
не сделало окончательного выбора между этим путем развития и
другим - тем, который для краткости можно назвать
научно-техническим. Правда, в панораме древнеримской империи
видятся признаки того, что в плане древнего общественного
сознания тогда уже почти ничего не осталось от идей первого
типа развития; они сделались достоянием эзотерических и
полуэзотерических обществ, мистических культов, некоторых
кругов жречества. Но социально-экономические условия Древнего
Рима, Византии, даже западного средневековья