экономическая и
социальная деятельность, даже искусство и художественная
литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений,
находящихся в связи именно с понятием многослойности бытия и с
ощущением многообразных нитей, которыми связан физический план
жизни с планами иноматериальными и духовными. Сюда полностью
относятся области религии, спиритуалистической философии,
метаистории, магии высокой этики и наиболее глубокие творения
литературы, музыки, пространственных искусств.
Если понять и усвоить это различие двух родов явлений,
духовного и интеллектуального, тогда станет ясно, что духовное
богатство находится отнюдь не в прямой зависимости от богатства
материального. Дурно отражаются на духовной деятельности только
две крайние степени материального достатка: нищета и роскошь.
Первая заставляет тратить все силы на борьбу за существование,
вторая ведет к погоне за умножением богатств либо к
пресыщенности, к опустошению, к затягиванию психики душевным
салом.
Не Швеция, не Голландия, не Соединенные Штаты, а бедный
Таиланд, полуцивилизованные (разумеется, с точки зрения
европейцев) Цейлон, Бирма и Камбоджа, 'полудикие' Тибет и
Непал, полунищая Индия являют собой образцы обществ, жизнь
которых гораздо более, чем жизнь обществ западных, пронизана
артистичностью, повседневным участием масс в творчестве
высокоэстетических ценностей, интенсивными идейными исканиями и
тем душевным теплом, которое найдешь только в странах, где
веками царил нравственный климат, создаваемый огромными
водоемами духовности. У нас привыкли сосредоточивать внимание
на экономической отсталости этих стран, на индийской бедности,
на тибетской малограмотности, на примитивности цейлонского
быта, на пережитках в Индии кастовой системы, а в Тибете -
теократического феодализма, на несовершенствах семейного
уклада. И сознательно закрывают глаза на другую сторону жизни
этих стран: ту сторону, чьими силами создавались и
поддерживались города, наполовину состоящие из храмов
потрясающей красоты и просветленности; взлетами чьего гения лик
земли украсила дивная архитектура; благодаря чему священные
реки текут по этим странам между берегов, увенчанных
бесчисленными памятниками человеческого устремления к духу,
свету и красоте. Забывают ту сторону индийской жизни, без
наличия которой никакой народ не мог бы от векового порабощения
освободиться методами ненасилия, - самыми этически чистыми
методами, какие только удалось до сих пор измыслить. Не
интеллектуализм, а именно духовность веет от всевозможных
проявлений народной жизни Индийской и Индомалайской
метакультуры: и от пронизанных внутренним светом изумительных
ремесел, и от народного искусства, и от отношения 'человека
массы' к проблемам жизни и смерти, и от мистерий и героических
эпопей, которые целыми ночами представляются на жалкой площади
в любой, самой захудалой деревне, и от поражающей нас
незлобивости по отношению к недавним поработителям, и от
незначительного, особенно в сравнении с Америкой и Россией,
процента уголовных преступлений, и от высокоморальных программ
действия, принимаемых массовой правящей партией, и даже,
например, от преобладающих в индийском обществе типов женщин,
так рельефно изображенных Рабиндранатом Тагором и Прэмом
Чандом.
Подмена понятия духовного понятием интеллектуального,
причем с сохранением именно термина 'духовный', столь
повсеместна в России и даже на Западе, что становятся
совершенно ясными ее смысл и цель. Ее смысл и цель - все в том
же стремлении вывести человеческую психику из области высших
ценностей в область ценностей утилитарных. Это стремление и его
действенное осуществление составляют одну из главнейших сторон
переживаемого нами этапа культурно-исторического процесса. Это
связано, конечно, и с выхолащиванием далекого социального
идеала, о чем я уже говорил, и с усилиями сделать это
постепенно, прикровенно, дабы общество, мало-помалу
выхолащиваясь само и перерождаясь, не замечало образующегося
вакуума, не замечало, как у него отнимают ценнейшие из
ценностей и взамен подставляют другие, подчиненные.
Материальный достаток есть сам по себе безусловная
ценность. Это есть естественный,