Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

экономическая и

социальная деятельность, даже искусство и художественная

литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений,

находящихся в связи именно с понятием многослойности бытия и с

ощущением многообразных нитей, которыми связан физический план

жизни с планами иноматериальными и духовными. Сюда полностью

относятся области религии, спиритуалистической философии,

метаистории, магии высокой этики и наиболее глубокие творения

литературы, музыки, пространственных искусств.

Если понять и усвоить это различие двух родов явлений,

духовного и интеллектуального, тогда станет ясно, что духовное

богатство находится отнюдь не в прямой зависимости от богатства

материального. Дурно отражаются на духовной деятельности только

две крайние степени материального достатка: нищета и роскошь.

Первая заставляет тратить все силы на борьбу за существование,

вторая ведет к погоне за умножением богатств либо к

пресыщенности, к опустошению, к затягиванию психики душевным

салом.

Не Швеция, не Голландия, не Соединенные Штаты, а бедный

Таиланд, полуцивилизованные (разумеется, с точки зрения

европейцев) Цейлон, Бирма и Камбоджа, 'полудикие' Тибет и

Непал, полунищая Индия являют собой образцы обществ, жизнь

которых гораздо более, чем жизнь обществ западных, пронизана

артистичностью, повседневным участием масс в творчестве

высокоэстетических ценностей, интенсивными идейными исканиями и

тем душевным теплом, которое найдешь только в странах, где

веками царил нравственный климат, создаваемый огромными

водоемами духовности. У нас привыкли сосредоточивать внимание

на экономической отсталости этих стран, на индийской бедности,

на тибетской малограмотности, на примитивности цейлонского

быта, на пережитках в Индии кастовой системы, а в Тибете -

теократического феодализма, на несовершенствах семейного

уклада. И сознательно закрывают глаза на другую сторону жизни

этих стран: ту сторону, чьими силами создавались и

поддерживались города, наполовину состоящие из храмов

потрясающей красоты и просветленности; взлетами чьего гения лик

земли украсила дивная архитектура; благодаря чему священные

реки текут по этим странам между берегов, увенчанных

бесчисленными памятниками человеческого устремления к духу,

свету и красоте. Забывают ту сторону индийской жизни, без

наличия которой никакой народ не мог бы от векового порабощения

освободиться методами ненасилия, - самыми этически чистыми

методами, какие только удалось до сих пор измыслить. Не

интеллектуализм, а именно духовность веет от всевозможных

проявлений народной жизни Индийской и Индомалайской

метакультуры: и от пронизанных внутренним светом изумительных

ремесел, и от народного искусства, и от отношения 'человека

массы' к проблемам жизни и смерти, и от мистерий и героических

эпопей, которые целыми ночами представляются на жалкой площади

в любой, самой захудалой деревне, и от поражающей нас

незлобивости по отношению к недавним поработителям, и от

незначительного, особенно в сравнении с Америкой и Россией,

процента уголовных преступлений, и от высокоморальных программ

действия, принимаемых массовой правящей партией, и даже,

например, от преобладающих в индийском обществе типов женщин,

так рельефно изображенных Рабиндранатом Тагором и Прэмом

Чандом.

Подмена понятия духовного понятием интеллектуального,

причем с сохранением именно термина 'духовный', столь

повсеместна в России и даже на Западе, что становятся

совершенно ясными ее смысл и цель. Ее смысл и цель - все в том

же стремлении вывести человеческую психику из области высших

ценностей в область ценностей утилитарных. Это стремление и его

действенное осуществление составляют одну из главнейших сторон

переживаемого нами этапа культурно-исторического процесса. Это

связано, конечно, и с выхолащиванием далекого социального

идеала, о чем я уже говорил, и с усилиями сделать это

постепенно, прикровенно, дабы общество, мало-помалу

выхолащиваясь само и перерождаясь, не замечало образующегося

вакуума, не замечало, как у него отнимают ценнейшие из

ценностей и взамен подставляют другие, подчиненные.

Материальный достаток есть сам по себе безусловная

ценность. Это есть естественный,