в 1881 году демиург, боровшийся до тех пор со старым
Жругром, на время вложил свое оружие в ножны: он давал старику
возможность сосредоточить силы на борьбе с его порождением.
Этих сил оказалось еще достаточно, чтобы привести жругрита в
состояние длительного истощения.
Но Жрутр не мог стать мудрее самого себя. Давно пораженный
идейным бесплодием, он и теперь не сумел воспользоваться
предоставленной ему передышкой для создания новой концепции
власти, новой философемы, новых идеалов. Только самодержавие,
православие и народность - причем все три компонента в самом
сниженном, обездушенном смысле - вот и все, что могла выжать из
себя государственность Александра III.
Но чем старше уицраор, тем чаще отпочковываются от него
его детища. В восьмидесятых годах игвы впервые увидели, как в
отсутствие старого Жругра в Друккарг тихо вползает и бесшумно
захватывает питательную росу новое создание: темно-багрового
цвета, с головой на необыкновенно длинной шее и с невероятным
количеством присосок. Оно еще не отваживалось нападать на отца;
оно предпочитало маскироваться и прятаться, пока не войдет в
силу. Вскоре появилось и третье: бледное, очень тощее, но с
огромной пастью. К чему предназначена была пасть у существа,
питавшегося с помощью присосок, а для речи которому было бы
достаточно трубчатого рта, как у всех Жругров? Очевидно, пасть
у этого чудовища появилась заблаговременно, для удовлетворения
каких-то потребностей будущего. Пока же он был способен только
тихонько скулить, как бы жалуясь на отца, и методически, трезво
доказывать Великим Игвам, что он гораздо успешнее, чем старик,
мог бы справиться с задачами.
Я понимаю, как оскорбительно для поколений, воспитанных на
идеалах революционной борьбы и видящих в событиях 1905 года
беззаветный героизм народных масс и их вождей, - с одной
стороны, кровавый произвол власти - с другой, принять мысль,
что за этой величественной эпопеей скрывается грызня
отвратительных чудовищ метаистории между собой, - столь
отвратительных, что санкция демиурга не могла осенить ни одного
из них своим отблеском. Но самый факт существования уицраоров и
их борьба нисколько не умаляет ни духовной красоты
революционного героизма, ни оправданности тех субъективных
мотивов, которыми были движимы наиболее идейные и чистые борцы
за народное освобождение, ни, наконец, гнусной жестокости их
палачей. Но пора уяснить себе, что за историческими событиями,
масштаб которых нас ослепляет и заставляет их поэтизировать,
стояла все-таки именно борьба метаисторических чудовищ: именно
поэтому так кровавы эти исторические эпопеи и так сомнителен их
конкретный положительный результат. Ведь борьба чудовищ стоит и
за мировыми войнами, и хорошо по крайней мере, что мы не
склонны больше поэтизировать эти войны. Со временем будет
покончено и с поэтизированием революций.
Но верно и то, что взаимной борьбою одних только иерархий
метакультуры не исчерпывается и не объясняется метаистория
вообще и метаисторическая драма России XX века в частности. Как
раз именно к XX веку и особенно в грандиозных событиях, ареной
которых стала Россия, сказывается воздействие начал планетарных
- сложнейшее переплетение и столкновение инспираций, исходивших
из центров гораздо большего масштаба и преследовавших гораздо
более обширные цели.
Как известно, в середине XIX столетия в Западной Европе
сформировалось универсальное учение, которое за следующую сотню
лет поднялось к господству над одной третью земного шара. Его
первая победа, имевшая воистину мировое значение, совершилась в
России, и этим самым Россия была выдвинута на такую позицию,
пребывание на которой делало эту страну водительницей чуть ли
не половины человечества и активнейшей участницей самых
страшных военных схваток, какие потрясали когда-либо
поверхность нашей планеты. Здесь не место вдаваться в
метаисторически-философский анализ этого учения: такой анализ
мог бы послужить темой отдельного капитального труда. Но
совершенно необходимо обратить внимание на внутреннюю
противоречивость этого учения, на разрыв между его идеалами и
его методами. Экономическая сторона его, глубоко обоснованная
теоретически и оправданная морально, вследствие именно этого
разрыва претерпела серьезнейшие искажения, как только явилась
возможность