что прикасаться к загадкам этих
судеб можно только с величайшей бережностью, с целомудрием и
любовью, с трепетной благодарностью за то, что мы почерпнули в
них, меньше всего руководствуясь стремлением вынести этим
великим несчастным какой-либо этический приговор. 'Кому больше
дано, с того больше и спросится', да. Но пусть спрашивает с них
Тот, Кто дал, а не мы. Мы только учились на их трагедиях, мы
только брали, только читали написанные их жизненными
катастрофами поэмы Промысла, в которых проступает так
явственно, как никогда и ни в чем, многоплановый
предупреждающий смысл.
Не таюсь я перед вами,
Посмотрите на меня:
Вот стою среди пожарищ
Опаленный языками
Преисподнего огня...
Уж воистину: им судья - 'лишь Бог да совесть'.
Конечно, великая 'обезьяна Бога' не бездействует и в этой
области. Если бывают вестники Провидения, нетрудно догадаться,
что культурно-исторический процесс не обходится и без темных
вестников. Правда, в области искусства таковых встретишь не
часто, да и встретив, не сразу распознаешь их истинную природу.
О тайнах демонического начала они редко говорят открыто и
прямо: зачем могло бы понадобиться Гагтунгру раскрытие через
таких вестников человеческому взору его собственной кромешной
тьмы? Чаще деятельность темных вестников имеет негативный
характер: они развенчивают и осмеивают духовность в истории, в
искусстве, в религии, в жизни, в человеческой душе. Мало кому
приходит в голову, что блестящий, прелестно-легкомысленный
Парни осуществлял (вероятно, бессознательно или
полусознательно) темную миссию: облекая кощунства в чарующую
поэтическую форму, снижать этим религиозные ценности,
дискредитировать проявления Мировой Женственности,
обескрыливать духовные порывы в человеческих сердцах,
развенчивать этические идеалы.
Однако темных вестников мы чаще встречаем не в искусстве,
а в философии и в науке. Это, например, Бэкон, одним из первых
утвердивший полный и окончательный отрыв науки от какой бы то
ни было этики и какой бы то ни было духовности; Конт,
противопоставивший всем существующим религиям свою религию
'левой руки' - свой рассудочный, выхолощенный,
мертвяще-холодный 'культ Человечества', основанный на целой
системе скользких и обескрыливающих сердце подмен. Таковы же -
Штирнер, чья 'этическая' система подрывает корни какой бы то ни
было морали ножом высшего критерия 'Я хочу'; Ницше, своим
идеалом сверхчеловека исказивший и профанировавший тот идеал
совмещения в одной свободной личности наивысшей одаренности с
наивысшей силой и наивысшей праведностью, который должен был бы
уясниться сознанию его эпохи, если бы не он; Маркс,
ухватившийся за одно из колес передаточного механизма, каким
является экономика, и провозгласивший его единственность и
верховность. - В науке же темными вестниками, носителями темных
миссий, являются не деятели с крупным именем, с гениальной
одаренностью, но второстепенные ученые, интерпретаторы и
исказители глубоких научных теорий, вроде Тимирязева, который
примитивизировал и довел учение Дарвина до полнейшей
материалистической плоскости.
В искусстве (как, впрочем, и в науке) встречаются и такие
темные вестники, которые лишены темных миссий и становятся
глашатаями темного просто вследствие личных заблуждений. Ярким
примером такого деятеля может служить Скрябин. В Бога он
веровал и по-своему Его любил, самого себя считал Его вестником
и даже пророком, но с удивительной легкостью совершал подмены,
стал жертвой собственной духовной бесконтрольности и
превратился в вестника Дуггура. Мало кто понимает, что в 'Поэме
экстаза', например, с поразительной откровенностью рисуется
именно тот демонический слой с его мистическим сладострастием,
с его массовыми сексуальными действами, с его переносом
импульса похоти в космический план, и главное, рисуется не под
разоблачающим и предупреждающим углом зрения, а как идеал.
Естественно, что чуткий слушатель 'Поэмы экстаза', сначала
смущенный, а потом завороженный этой звуковой панорамой
космического совокупления, под конец ощущает как бы внутреннюю
размагниченность и глубокую прострацию.
В специфических условиях реального историко-культурного
процесса