слух,
способный посеять сомнение в правах императора Николая на
престол, был бы истреблен в самом зародыше. Императрица
Елизавета умерла. Новый государь наложил руку на ее письма и
дневники, прочитал их в полном уединении и собственноручно сжег
в камине.
Сжег в камине. Но прошло немного времени, и в Саровскую
обитель, отстоявшую от Петербурга на тысячу двести верст,
внезапно пожаловал он, государь император. Аршинными, как
всегда, шагами, выгнув грудь колесом и глядя вперед стеклянным,
трепет наводящим взором, прошествовал он со свитою в скромный
храм. На паперти его ждал в праздничных ризах маленький
горбатый старичок со множеством мелких морщин и с голубыми
глазами, такими яркими, будто ему было не семьдесят, а
семнадцать лет. Император склонился, и его пушистые,
благоухающие, холеные подусники коснулись руки святителя -
бледной, с загрубевшими от постоянной работы пальцами, но
странно пахнущей кипарисом.
После торжественной службы и не менее торжественной
трапезы государь удалился в келью настоятеля. И там в
продолжение двух или трех часов длилась беседа троих: Серафима
Саровского, Николая I и того, кто теперь трудился в Сарове под
смиренным именем послушника Федора.
Что почувствовал Николай, увидев своего предшественника на
престоле, родного брата, здесь, в глуши, нарушаемой лишь
колокольными звонами, в простой черной рясе? Сколь ни был он
упоен всегда собственным величием, но в первую минуту встречи
смешанное чувство трепета, ужаса, скорби, преклонения, странной
надежды и странной зависти не могло не пройти волной по его
душе. В духовные трагедии такого рода, как трагедия его брата,
он не верил никогда, все подобное казалось ему или блажью, или
комедией. Теперь - может быть, всего на несколько часов или
даже минут - он понял, что это не игра и не безумие; и смутная
радость о том, что за него и за весь царский род
предстательствует этот непонятный ему искатель Бога, в нем
шевельнулась.
О чем же они беседовали? Обстановка исключала возможность
малозначащих тем или расспросов о личной жизни каждого. Не для
этого одолел император тысячу верст на лошадях. Уговаривал ли
его Александр Павлович о тех преобразованиях, от которых
когда-то уклонился сам? Не на лошадях, а пешком одолел он
тысячу верст от Таганрога до Сарова и не из окна кареты узнавал
и узнал свою страну. И если его многому научили страшные
зрелища российской жизни, то, уж конечно, в первую очередь
тому, что отказ от немедленного освобождения крестьян -
морально чудовищен и политически безумен.
Но к чему могла привести эта беседа? О чем бы Александр ни
просил, о чем бы ни увещевал брата, как ни пытался бы передать
ему выстраданное знание - как и что могло бы дойти до молодого
самодержца, пребывавшего в зените своего могущества? - Они
говорили на разных языках.
Государь вернулся в Петербург. Логика власти продолжала
свой неукоснительный ход. И та слепота, которую политики того
времени считали государственным здравым смыслом и назвали бы,
вероятно, государственным реализмом, если бы это словечко уже
было изобретено, продолжала стремить империю к ее концу.
Конечно, только накануне своего ухода мог император
Александр надеяться на то, что индивидуальный подвиг, или хотя
бы даже духовный труд всей Небесной России, в состоянии
упразднить кармическую сеть династии, спасти ее от неотвратимой
мзды. Когда, давно уже покинув Саров, он в глубокой старости
умирал в сибирской тайге, сознание его было уже безмерно яснее
и он прозревал в такие глуби и выси, о каких вначале, вероятно,
не подозревал.
Что заставило его покинуть Саров, мы не знаем. Преподобный
Серафим преставился в 1832 году, а осенью 1836-го к одной из
кузниц на окраине города Красноуфимска подъехал верхом бедно,
хотя и чисто одетый, очень высокий человек преклонного
возраста. Он просил подковать ему лошадь. Но и облик его, и
манера речи показались кузнецу и народу, там толпившемуся,
необычными и странными. Задержанный и направленный в городскую
тюрьму, он назвался крестьянином Федором Кузьмичем, но от
дальнейших разъяснений отказался и объявил себя бродягою, не
помнящим родства. Его судили именно за бродяжничество и сослали
в Сибирь на поселение, предварительно наказав