теперь
каждому. Это Эхнатон, Зороастр, Моисей, Осия, Будда, Махавира,
Лао-цзы, апостол Иоанн. Особенно жаркую борьбу выдержал будущий
Гаутама Будда. Это было среди негритянского племени в области
озера Чад, когда Суданской культуры еще не существовало, а уже
тускнеющий огонь атлантической мудрости и духовности теплился в
душе этого единственного человека. Нить, переданная в Америку,
оборвалась, и он оставался единственной свечой духа в Энрофе
земного шара. С точки зрения позднейших мерил, прилагаемых к
пророкам и вестникам, он был еще не так ярок, но он был один, и
этим все сказано. Синклит Атлантиды был слишком географически
далек, чтобы оказывать ему действенную помощь; воспринять же
помощь других сил Света своим бодрствующим дневным сознанием он
еще не умел, и ему казалось, что он выдерживает нескончаемую
битву во мраке абсолютно один. К счастью, на исходе той его
инкарнации у него появилось несколько достойных учеников, и
дело было спасено. В этом-то и невероятность его подвига: без
Синклита!
В соответствующем нашему Энрофу мире даймонов, Жераме,
Планетарный Логос воплотился около 10 000 лет назад, когда у
нас переживала свой расцвет Атлантида. Прервать или исказить
Его миссию в мире даймонов Гагтунгру не удалось, физически
умертвить Его воплощение раньше, чем оно исполнилось всей
полнотой сил Логоса, - тоже; путь Логоса в мире даймонов
превратился в Его апофеоз, и вся эта сакуала вступила на путь
последовательных просветлений. Миссия Логоса по отношению к
миру даймонов была подобна Его позднейшей миссии по отношению к
нашему человечеству, но там она была доведена до победоносного
конца, и это повлекло за собой ускоренное развитие этой
сакуалы.
Прежде чем достичь вочеловечивания, которое бы вполне
отразило Его сущность. Великий Дух исполнил подготовительный
спуск, воплотившись около 7 000 лет назад в Гондване. Там Он
был великим учителем. Однако человечество еще не было готово
принять духовность, низливавшуюся через воплощенный Логос. Было
основано лишь глубокое и чистейшее эзотерическое учение,
брошены первые семена, перенесенные ветрами истории на почву
других стран и культур: в Индию, Египет, Китай, Иран,
Вавилонию. Воплощение Логоса в Гондване еще не носило характера
такой полноты, какая позднее проявилась в Иисусе Христе; оно
было, в сущности, подготовкой.
Народ, культура, страна, долженствовавшие стать ареной
жизни Христа, определились, конечно, не сразу. Как необходимое
условие, нужен был четкий монотеизм, исповедуемый не единицами,
а воспринятый уже массой народа. Без этого отсутствовала бы
психологическая почва, необходимая для откровения Бога-Сына. Но
географические и исторические условия, определившие культурный
и религиозный характер народов Индии и Китая, не дали
монотеистической идее способов проникновения в сознание
народных масс. И монотеистическое учение Лао-цзы, и такие же
тенденции в брахманизме остались почти эзотерическими
доктринами. Все ограничивалось духовными восхищениями отдельных
высоких душ и уединенными теософскими спекуляциями.
Беспримерная религиозная одаренность народов Индии обусловила
восприятие ими откровения многих Великих Иерархий и создание
синклита, не сравнимого ни с одним другим по своей численности.
Но могучий пантеон Индии как бы заслонял собою еще более
высокую реальность Мировой Сальватэрры. Индийское религиозное
сознание издавна привыкло к представлению о воплощении иерархий
в облике людей и даже животных; поэтому оно не в состоянии было
бы воспринять совершенную исключительность и особенность
вочеловечивания Планетарного Логоса, его полную принципиальную
несхожесть ни с аватарами Вишну, ни с инкарнациями каких бы то
ни было других светлых сил. Буддизм, мощный своей этической
стороной, избегают четкой постановки проблемы Абсолюта. Будда,
как и Махавира, считал, что в деле спасения человек должен
полагаться только на самого себя. В этом заблуждении сказалась
отрицательная сторона того страшного духовного опыта, который
он приобрел во время своего одинокого горения среди планетарной
ночи, - опыта, который он вспомнил, став Гаутамой, но который
он не смог, очевидно, осмыслить до конца. Так или иначе,
буддийское учение, уклонявшееся от прямого обращения к Единому,
своим широким распространением в Индии