Они движутся по кругу
перевоплощений, и для них это действительно безвыходный круг:
каждый раз между инкарнациями их души погружаются в Буствич,
приобретая облик человеко-червей и заживо пожирая
людей-страдальцев в этом вечно гниющем мире. И все же
наслаждение, доставляемое похотью, даже неутолимым мистическим
сладострастием к Великой Блуднице, в их глазах так велико, что
они готовы платить пребыванием в Буствиче за беснование и оргии
в Дуггуре.
Единственным светилом в Дуггуре, его солнцем, служит Луна:
поэтому большую часть времени этот слой погружен в глубокий
сумрак. Тогда вступает в свои права искусственное освещение -
длинные цепи мутно-синих и лиловатых фонарей: они тянутся
нескончаемыми гирляндами вдоль пышных, массивных зданий. В
архитектуре господствует закругленная линия, но это не
избавляет ее форм от тяжеловесности. Внутреннее и внешнее
убранство зданий аляповато и грубо, но поражает своим
богатством, своим бьющим в глаза великолепием. Зодчие,
художники, даже ученые, не говоря уже о рабочих, принадлежат к
классу рабов. Основное, демоническое, население Дуггура столь
же импотентно умственно и художественно, насколько одарено
похотью.
Для человеческой души срыв в Дуггур таит грозную
опасность. Срыв происходит в том случае, если на протяжении
жизни в Энрофе душу томило и растлевало сладострастие к
потустороннему - то самое мистическое сладострастие, которое
испытывают мелкие демоны Дуггура к Великой Блуднице. Даже
пребывание в Буствиче не может для такой души восстановить
должного равновесия между отягченным эфирным телом и окружающей
средою. Душа со своими облачениями проваливается в Рафаг, где
ждет ее новый провал: в тот самый мир, о котором ей смутно
мечталось на земле. Там, в Дуггуре, на нее надевается каррох -
плотноматериальное тело, схожее с физическим, но созданное из
той материальности демонических миров, которая порождена
темными иерархиями метабрамфатуры и Гагтунгром. Спасение души
из рабства в Дуггуре силами Света наталкивается на
исключительные трудности. Есть, однако, один акт, зависящий от
самой человеческой души, который может открыть перед ней путь к
спасению: самоубийство. Греховное в Энрофе, где материальность
сотворена Провиденциальными силами и предуготовляется к
просветлению, самоубийство в демонических слоях оправдано, так
как влечет за собой разрушение карроха и освобождение души. Но
если этого акта не совершено, а светлые силы помощи побеждены,
душа после смерти в Дуггуре попадает в Буствич опять, потом
снова в Дуггур - уже не в качестве раба, а привилегированного.
Шельт постепенно демонизируется, застревает в колесе инкарнаций
от Дуггура до Буствича и обратно, и может статься, что монада,
в конце концов, отказывается от него. Тогда он падает в Суфэтх,
кладбище Шаданакара, и умирает там навсегда, а монада покидает
нашу брамфатуру, чтобы начать наново свой путь где-нибудь на
других концах Вселенной. Из тех немногочисленных, впрочем, душ,
что погибли навеки в Суфэтхе, большинство были жертвами именно
Дуггура.
Описание Дуггура можно закончить небольшим штрихом. В
Дуггуро-Петербурге, так же, как в Друккарге, так же, как в
Небесной России, есть двойник - лучше сказать, тройник -
огромной статуи Всадника. Но здесь этот Всадник мчится не на
раругге, как в столице российского античеловечества, и,
конечно, не на заоблачном белом коне, как в небесном
Петербурге. Здесь - это изваяние первооснователя этого
преисподнего города с бурно пылающим и дымящимся факелом в
простертой руке. Отличие этой фигуры еще и в том, что она
мчится не на коне, а на исполинском змее Может быть, теперь
поймет читающий эту книгу, о чем и о ком говорил Александр Блок
в стихах, исполненных настоящего прозрения:
Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами.
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя.
Зажгутся нити фонарей,
Блеснут витрины и тротуары
В мерцаньи тусклых площадей
Потянутся рядами пары.
Плащами всех укроет мгла,
Потонет взгляд в манящем взгляде.
Пускай невинность из угла
Протяжно молит о пощаде!
Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!