Эти
многослойные сегменты Шаданакара носят название метакультур.
Каждый сверхнарод обладает своим мифом. Этот миф создается
отнюдь не в одном лишь детском периоде его истории, - напротив.
И, так как традиционное употребление слова 'миф' не совпадает с
тем значением, которое вкладывается в него здесь, приходится
тщательно разъяснить, какое понятие мною в это слово вложено.
Когда мы говорим о строго координированной системе идейно
насыщенных образов, воплощающих какое-либо многообъемлющее
интернациональное учение и нашедших свое выражение в преданиях
и культе, в теософемах и философемах, в памятниках словесности
и в изобразительном искусстве и, наконец, в кодексе
нравственности, - мы говорим о мифах великих международных
религий. Таких мифов существует четыре: индуистский,
буддийский, христианский и магометанский.
Когда мы говорим о строго координированной системе идейно
насыщенных образов, определяющих отношение к Энрофу, к
трансфизическим и духовным метрам со стороны одного
какого-нибудь сверхнарода, о системе, отлившейся в определенную
религию и игравшую в истории данного сверхнарода весьма
значительную роль, но почти не распространившуюся за его
пределы, - мы говорим о национальных религиозных мифах
отдельных сверхнародов. Таковы мифы египетский, древнеиранский,
еврейский, древнегерманский, галльский, ацтекский, инкский,
японский и некоторые другие.
Когда мы имеем в виду мир образов, столь же идейно
насыщенных и тоже, быть может, связанных, хотя и не так тесно,
с идеями религиозного и нравственного порядка, но не
сложившихся в стройную систему и отражающих ряд общих
нравственных, трансфизических, метаисторических или вселенских
истин в связи именно с данностью и долженствованием вот этой
культуры, - мы имеем перед собой общие мифы сверхнародов.
Таковы мифы юго-западного - романо-католического сверхнарода,
сверхнарода северо-западного - германо-протестантского,
сверхнарода российского*.
=================================================
* В некоторых культурах, например в Греко-римской или
Вавилоно-ассиро-ханаанской, развитие мифов уже вышло из стадии
'общего', но не сложилось в систему, достаточно строгую для
того, чтобы мы могли причислить олимпийский и вавилонский мифы
к группе национально-религиозных мифов сверхнародов.
=================================================
И, наконец, последняя, четвертая группа - общие мифы
национальные, это - мифы отдельных народностей, входящих в
состав сверхнарода, но внутри себя создающих, в дополнение к
общему сверхнародному мифу, свой частный, очень локальный, ни в
какую строгую систему, ни в какую религию не отлившийся
вариант. В качестве примеров можно было бы привести языческие
мифы славянских племен, финских племен, тюркских племен, а
также мифы некоторых обособленных и отстающих племен Индии. В
сущности, в зачаточном состоянии мифы народностей
обнаруживаются у весьма многих этнических образований, но ярко
выраженную физиономию приобретают они редко.
Ни к каким другим явлениям в истории культуры мы применять
слово миф не будем.
Таким образом, три последние группы мифов относятся к
специфике отдельных культур. Первая же группа - мифы
международных религий - мистически связана (за исключением
одного) с такими слоями Шаданакара, которые лежат уже выше его
сегментарных членений, называемых метакультурами.
Мне кажется, что понятие мифов национально-религиозных
воспринимается без труда. Общим же мифам сверхнародов следует
дать, для ясности, пару дополнительных определений.
Определение индуктивное.
Общий миф сверхнарода есть сумма его представлений о
трансфизическом космосе, об участии в нем данной культуры и
каждого входящего в эту культуру Я* - представлений, которые
этой культурой вырабатываются, отливаясь в формы цикла
религиозно-философских идей, цикла художественных образов,
цикла социально-этических понятий, цикла
государственно-политических установлений и, наконец, цикла
общенародных жизненных норм, осуществляющихся в обряде, в
повседневном укладе быта, в обычае.
=================================================
* При этом само понятие 'данной культуры' может быть
осознано