миры и миры, от микробрамфатур до сверхгалактик, к
чему-то более совершенному, чем добро, и более высокому, чем
блаженство. Чем выше ступень каждого Я, тем полнее совпадает
его воля с творческой волей Господней. И когда оно, начав свой
космический путь с простейших форм живой материи, минует
ступени человека, демиурга народов, демиурга планет и звезд,
демиурга галактики, оно через Бога-Сына - погрузится в Отца и
воля его полностью совпадет с Отчею волею, сила - с Отчею
силой, образ - с Отчим образом и творчество - с Отчим
творчеством.
Богосотворчество есть светлое творчество всех монад
восходящего потока Вселенной, от человека, стихиалей и
просветленных животных до демиургов галактик, исполинов
невообразимого величия.
Вот почему так часто встречается здесь слово 'демиург', в
старинных религиях почти не употреблявшееся. Демиурги - все,
кто творит во славу Божию, из любви к миру и его Первотворцу.
Он абсолютно благ.
'Он всемогущ', - добавляло старое богословие.
Но если Он всемогущ - Он ответственен за зло и страдание
мира, следовательно. Он не благ.
Казалось бы, выйти из круга этого противоречия невозможно.
Но Господь творит из Себя. Всем истекающим из Его глубины
монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины, в том числе
абсолютная свобода. Таким образом, божественное творчество само
ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой,
за которой лежат свободы и могущества Его творений. Но свобода
потому и свобода, что она заключает возможность различных
выборов. И в бытии многих монад она определилась их
отрицательным выбором, их утверждением только себя их
богоотступничеством. Отсюда то, что мы называем злом мира,
отсюда страдание, отсюда жестокосердные законы и отсюда же то,
что эти зло и страдание могут быть преодолены. Законы оберегают
мир от превращения в хаос. Сами демоны вынуждены считаться с
ними, дабы миры не распались в пыль. Поэтому они не
опрокидывают законов, но утяжеляют их. Законы слепы. И
просветлены они могут быть не во мгновение ока, не чудом, не
внешним вмешательством Божества, но длительнейшим космическим
путем изживания богоотступническими монадами их злой воли.
У Бога всеобъемлющая любовь и неиссякающее творчество
слиты в одно. Все живое, и человек в том числе, приближается к
Богу через три божественных свойства, врожденных ему: свободу,
любовь и богосотворчество. Богосотворчество - цель, любовь -
путь, свобода - условие.
Демонические монады свободны, как и все, но их любовь
глубоко ущербна. У них она направлена исключительно внутрь:
демон любит только себя. И оттого, что весь могучий запас
любви, в духе его пребывающий, сосредоточен на этом одном,
демон любит себя с такою великой силой, с какою любить себя не
способен ни один человек.
Не может быть утрачена демоническими монадами и
способность к творчеству. Но богосотворчество не вызывает у них
ничего, кроме предельной враждебности. Каждый демон творит
только ради себя и во имя свое.
Творчество человека превращается в Богосотворчество с той
минуты и в той мере, в какой его непреодолимый творческий
импульс направляется усилием его воли и веры не на достижение
тех или иных эгоистических целей - славы, удовольствия,
материального успеха, служения жестоким и низменным учениям, -
но на служение Богу любви.
Именно три слова - свобода, любовь и Богосотворчество -
определяют отношение Розы Мира к искусству, науке, воспитанию,
браку, семье, природе и даже к таким, всеми религиями
пренебрегавшимся элементам жизни, как ее благоустройство и
благолепие.
4. Бытие и сознание
То, что я говорил до сих пор, подводит нас к новому углу
зрения на многовековой спор о примате сознания или бытия.
'Сознание определяет бытие', - формулировали
идеалистические школы. На следующем, безрелигиозном этапе
культуры эта формула была вывернута наизнанку, но материал ее
сохранился в неприкосновенности. А материал состоял в
противопоставлении двух членов и поэтому новая формула
унаследовала примитивизм своей предшественницы.
Вопрос сложнее, чем эти формулы. И, вместе с тем, он
проще, чем громоздкие сооружения посылок и выводов,
напластовавшиеся в XVIII