Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

против

Гагтунгра как такового, а против демонического миропорядка

вообще. Такие восстания - не что иное, как обращение

демонических монад к Свету, и ясно, что им оказывается тогда

всемерная помощь Провиденциальных сил.

При всей сатанинской мудрости мировых замыслов Гагтунгра,

замыслы эти зыбки именно вследствие указанных причин, ибо шансы

обуздать все демонические монады мира, и в будущем самого

Люцифера, для планетарного демона исчезающе малы.

Но неутолимое стремление ко вселенскому господству

составляет источник единственно понятных ему радостей: он

испытывает подобные радости всякий раз, когда малейшая частная

победа кажется ему шагом, приближающим к конечной цели. Победы

же эти заключаются в порабощении других монад или их душ:

демонических - как полусоюзников, полурабов, светлых - как

узников и объектов мучительства. Насколько Гагтунгр может

вообразить космическое грядущее, он рисует самого себя как

некое солнце, вокруг которого бесчисленные монады вращаются по

концентрическим кругам, одна за другою падая в него и

поглощаясь, - и постепенно вся Вселенная приходит в это

состояние вращения вокруг него, погружаясь, мир за мирами, в

чудовищно разбухшую гипермонаду. Вообразить дальнейшее

демонический разум бессилен. Меньшие из этих монад не способны

нарисовать даже и такого апофеоза. Незыблемо веруя в свою

конечную победу над Вселенной, они сосредоточивают волю и мысль

на более близких, легче представимых стадиях.

3. К вопросу о свободе воли

Существует некоторое предубеждение, некоторая особая

умственная установка, свойственная в наше время немалому

количеству людей, так как ее старательно внедряли в сознание

многих народов целых четыре десятилетия. Это - такой ход мысли,

который приводит мыслящего к выводу, перерастающему с течением

времени в аксиому, в догмат: будто бы религия отнимает у

человека его свободу, требует слепой покорности высшим силам,

ставит его в полную от них зависимость. А так как они - только

призраки, то в действительности укрепляется зависимость от всех

весьма реальных человеческих инстанций, которые стремятся

эксплуатировать невежество масс. В этом и заключается

'религиозное рабство', из коего человечество высвобождается

наукой и материалистической философией.

Оспаривать это рассуждение значит писать трактат, ставящий

целью опровержение основ материалистической философии. Такие

трактаты уже написаны, и если они до сих пор в России

недостаточно известны, то причина тому в обстоятельствах,

имеющих отношение не столько к философии, сколько к политике.

Что же касается утверждения, будто бы всякая религия

требует покорности высшим силам, то нет сомнения, что некоторые

религиозные доктрины действительно проповедовали

предопределение и фактическое отсутствие свободы воли у

человека: это - факт, и я меньше всего склонен брать под защиту

любые религиозные формы без разбора. Однако распространять этот

признак на всю религию в целом правомерно не в большей степени,

чем утверждать, например, что мировая художественная литература

реакционна по своему существу, а для обоснования этого

ссылаться на отдельных реакционных писателей и отдельные

реакционные школы.

Уяснить неправомерность такого обвинения по отношению к

концепции Розы Мира я хотел бы немедленно.

Прежде всего позволю себе высказать недоумение: никакая

наука и никакая философия*, в том числе и материалистическая,

не оспаривает факта зависимости человеческой воли от множества

материальных причин.

=================================================

* Кроме субъективного идеализма.

=================================================

Как раз именно материалистическая философия даже особенно

настаивает на сугубой зависимости воли от факторов

экономического ряда. И тем не менее никто не возмущается этим

принижением человека перед природной и исторической

необходимостью. Никто не вопиет о рабстве человека закону

тяготения, закону сохранения материи, закону эволюции, законам

экономического развития и т. д. Все понимают, что в рамках этих

законов остается все же достаточный простор для проявления

нашей воли.

Между тем настоящая концепция не прибавляет ни одного

фактора нового, дополнительного,