Наука превращается в их
послушную служанку, куда более послушную и надежную, чем была
церковь для феодальных владык. Трагедия коренится в том, что
научная деятельность с самого начала не была сопряжена с
глубоко продуманным нравственным воспитанием. К этой
деятельности допускались все, независимо от уровня их
нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и
техники обращается теперь одной стороной против подлинных
интересов человечества. Двигатель внутреннего сгорания, радио,
авиация, атомная энергия - все ударяет одним концом по живой
плоти народов. А развитие средств связи и технические
достижения, позволяющие полицейскому режиму контролировать
интимную жизнь и сокровенные мысли каждого, подводят железную
базу под вампирические громады диктатур.
Таким образом, опыт истории подводит человечество к
пониманию того очевидного факта, что опасности будут
предотвращены и социальная гармония достигнута не развитием
науки и техники самих но себе, не переразвитием
государственного начала, не диктатурой 'сильного человека', не
приходом к власти пацифистских организаций
социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то
вправо, то влево, от бессильного прекраснодушия до
революционного максимализма, - но признанием насущной
необходимости одного-единственного пути: установления над
Всемирной федерацией государств некоей незапятнанной,
неподкупной высокоавторитетной инстанции, инстанции этической,
внегосударственной и надгосударственной, ибо природа
государства внеэтична по своему существу.
Какая же идея, какое учение помогут создать подобный
контроль? Какие умы его выработают и сделают приемлемым для
громадного большинства? Какими путями придет такая инстанция к
общечеловеческому признанию, на высоту, господствующую даже над
Федерацией государств, - она, отвергающая насилие? Если же она
примет к руководству принцип постепенной замены насилия чем-то
другим, то чем же именно и в какой последовательности? И какая
доктрина сможет разрешить все возникающие в связи с этим
проблемы с их неимоверной сложностью?
Настоящая книга стремится дать, в какой-то мере, на эти
вопросы ответ, хотя общая тематика ее шире. Но, подготавливаясь
к ответу, следует ясно сформулировать сперва, в чем же это
учение видит своего непримиримейшего врага и против чего - или
кого - оно направлено.
В историческом плане оно видит своих врагов в любых
державах, партиях и доктринах, стремящихся к насильственному
порабощению других и к каким бы то ни было формам и видам
деспотических народоустройств. В метаисторическом же плане оно
видит своего врага в одном: в Противобоге, в тиранствующем
духе, Великом Мучителе, многообразно проявляющем себя в жизни
нашей планеты. Для движения, о котором я говорю, и сейчас,
когда оно едва пытается возникнуть, и потом, когда оно станет
решающим голосом истории, врагом будет одно: стремление к
тирании и к жестокому насилию, где бы оно ни возникало, хотя бы
в нем самом. Насилие может быть признано годным лишь в меру
крайней необходимости, только в смягченных формах и лишь до тех
пор, пока наивысшая инстанция путем усовершенствованного
воспитания не подготовит человечество при помощи миллионов
высокоидейных умов и воль к замене принуждения -
добровольностью, окриков внешнего закона - голосом глубокой
совести, а государства - братством. Другими словами, пока самая
сущность государства не будет преобразована, а живое братство
всех не сменит бездушного аппарата государственного насилия.
Не обязательно надо предполагать, что подобный процесс
займет непременно огромный отрезок времени. Исторический опыт
великих диктатур, с необыкновенной энергией и планомерностью
охватывавших население громадных стран единой, строго
продуманной системой воспитания и образования, неопровержимо
доказал, какой силы рычаг заключен в этом пути воздействия на
психику поколений. Поколения формировались все ближе к тому,
что представлялось желательным для властей предержащих.
Нацистская Германия, например, ухитрилась добиться своего даже
на глазах одного поколения. Ясное дело, ничего, кроме гнева и
омерзения, не могут вызвать в нас ее идеалы. Не только идеалы