'миры иные' миру сему, но все их
воспринимает, как великолепное целое, как ожерелье на груди
Божества. Разве хрустальная лампада меньше нравится нам оттого,
что она прозрачна? Разве мы будем меньше любить наш мир оттого,
что сквозь него просвечивают другие? Для человека, чувствующего
так, и эта жизнь хороша, и смерть может быть не врагом, а
добрым вожатым, если достойно прожитая жизнь на земле
предопределяет переход в иные - не менее, а еще более
насыщенные, богатые и прекрасные формы миров.
Но через что же, какими путями достигается человеком это
сквозящее мировосприятие? Приходит ли оно независимо от наших
усилий воли, как счастливый дар судьбы, или может быть нами
сознательно воспитано в самих себе и в целых поколениях?
Пока объединенные усилия множества людей еще не направлены
на такое воспитание, до тех пор радость сквозящего
мировосприятия остается, действительно, милостью Божией и для
получения ее мы почти не затрачиваем сил. Долгим трудом только
наших невидимых друзей сердца, носителей Провиденциальной воли,
раскрываются в ком-нибудь из нас органы такого восприятия, а
чаще, гораздо чаще приоткрываются на узкую, то и дело снова
притворяющуюся щель. Но и такой приоткрытости достаточно, чтобы
уже началось сквожение физического мира и чтобы осчастливленный
им стал похож на прозревающего слепого.
Вызвать этот процесс совершенно произвольно - в себе или в
другом - вряд ли возможно, по крайней мере теперь. Но можно
работать в этом направлении так, чтобы в каждом из нас или
наших детей этот труд шел навстречу труду Провиденциальных сил;
чтобы в психофизических пластах как бы прорывался туннель
одновременно с двух сторон: нами - и друзьями нашего сердца.
Колоссальная задача такой педагогики сейчас может быть
только предсказана как одна из задач будущей культурной эры.
Требуется еще огромная предварительная работа по изучению и
систематизации опыта. На этом я подробнее остановлюсь в одной
из последних частей книги. Сейчас же сообщу лишь несколько
необходимых сведений о двух-трех возможных вариантах этой
методики. Варианты эти и многие другие, здесь не оговоренные,
могут, разумеется, быть совмещены и помогать один другому.
Есть одно предварительное условие: без него никакие усилия
в этом направлении ни к чему бы не привели. Это - собственная
готовность человека добиваться сквожения ему того хрустального
сосуда, который мы называем Природой. Значит, процесс этот
доступен либо для тех, кто сам допускает возможность
существования миров стихиалей ( без этого можно желать не
сквожения физического слоя, а только, наоборот, чтобы из этого
ничего не вышло, дабы мой научный скепсис восторжествовал),
либо для детей, если это доверие к стихиям и любовь к Природе с
ранних лет укрепляются старшими. Естественно, что тот, кто
заранее отрицает бытие этих миров, тот и сам не станет тратить
время и силы на подобные опыты. И если бы даже, в качестве
эксперимента, он вздумал сделать несколько усилий, он бы ничего
не достиг, потому что его собственное недоверие постоянно
распространялось бы на полученные результаты, он приписывал бы
эти результаты самовнушению или чему-нибудь в этом роде. Шаг
вперед - шаг назад. Толчея на месте.
Итак, если требуемое внутреннее условие налицо, надо
озаботиться созданием необходимых условий внешних. Легко
догадаться, что речь идет о таких периодах (месяца полтора, два
в году), когда современный человек, освободясь от работы ради
хлеба насущного, может позволить себе уединиться среди природы.
Мне думается, летом условия благоприятнее, потому что именно
летом, при высоком стоянии солнца, развитии растительности и
обнажении земной поверхности и водных пространств, активность
стихиалей умножается во много раз за счет участия новых и новых
слоев их. Не говорю уж о том, что обычно именно летом горожане
уезжают в отпуска, то есть хоть на месяц получают возможность
общения с Природой. Хотя, надо сказать прямо, за месяц далеко
не продвинешься, а в двухнедельные отпуска предпринимать
подобные попытки и вовсе бесполезно. Оговорюсь также, что
некоторым из нас зимняя природа индивидуально ближе, и в таких
случаях, конечно, следует считаться с этой
предрасположенностью.
Может быть, от меня ждет кто-нибудь точных