русского церковного миропонимания и
врожденной, иррациональной тягой к апокалиптической форме
познания, к метаистории, в духовных и творческих биографиях
светских православных писателей и мыслителей: Гоголя, Хомякова,
Леонтьева, Достоевского, Владимира Соловьева, Сергея Булгакова.
Но утешение в том, что прикосновение к метаистории может
осуществляться и совсем иначе, чем это было разобрано здесь. Об
этом свидетельствует тот элемент метаисторического опыта,
который можно обнаружить зачастую под огромной толщей
антиисторизма - кажущегося или подлинного. Чувство,
замечательно переданное Тютчевым, когда личность ощущает себя
участницей некоей исторической мистерии, участницей в
творчестве и борьбе великих духовных - лучше сказать
трансфизических сил, мощно проявляющихся в роковые минуты
истории, - разве, не обладая этим чувством, могла бы совершить
свой подвиг Жанна д'Арк? Разве мог бы св. Сергий Радонежский -
по всему остальному своему мирочувствию настоящий анахорет и
аскет - принять столь решительное, даже руководящее участие в
политических бурях своего времени? Могли ли бы без этого
чувства значительнейшие из пап век за веком пытаться
осуществить идею всемирной иерократии, а Лойола - создать
организацию, сознательно стремящуюся овладеть механизмом
исторического становления человечества? Могли бы Гегель без
этого чувства, одною работой разума, создать 'Философию
истории', а Гете - II часть 'Фауста'? Разве мыслимо было бы
самосожжение раскольников, если бы ледяной ветер
эсхатологического, метаисторического ужаса не остудил в них
всякую привязанность к миру сему, уже подпавшему, как им
казалось, власти антихриста? Смутное метаисторическое чувство,
не просветленное созерцанием и осмыслением, часто приводит к
искаженным концепциям, к хаотическим деяниям. Не ощущаем ли мы
некий метаисторический пафос в выспренних тирадах вождей
Французской революции, в доктринах утопического социализма, в
культе Человечества Огюста Конта или в призывах ко всемирному
обновлению путем разрушения всех устоев - призывах, принимающих
в устах Бакунина тот оттенок, который заставляет вспоминать
страстные воззвания иудейских пророков, хотя оратор XIX века
вкладывает в эти воззвания новый, даже противоположный
мирочувствию древних пророков, смысл? Подобных вопросов можно
было бы задавать еще сотни. Непременные же ответы на них
приведут к двум важным выводам. Во-первых, станет ясно, что в
общем объеме как западной, так и русской культуры подспудный
слой апокалиптических переживаний можно обнаружить в
неисчислимом количестве явлений, даже чуждых ему на первый
взгляд. А во-вторых - что метаисторическое чувство,
метаисторический опыт, неосознанный, смутный, сумбурный,
противоречивый, вплетается то и дело в творческий процесс: и
художественный, и религиозный, и социальный, и даже
политический.
Говоря о метаисторическом методе познания, я незаметно
перешел к трансфизическому: странствия и встречи, рассказанные
мною, отчасти относятся уже к областям трансфизического
познания. Ведь я говорил уже, что далеко не всегда можно четко
классифицировать эти явления; этого не нужно было бы вовсе,
если бы не хотелось внести некоторую ясность в сложный и
малоисследованный ряд проблем.
Может быть, некоторые выскажут удивление: почему вместо
общепонятного слова 'духовный' я так часто употребляю термин
'трансфизический'. Но слово 'духовный' в его строгом смысле
закономерно относить только к Богу и к монадам. Термин же
'трансфизический' применяется ко всему, что обладает
материальностью, но иной, чем наша, ко всем мирам, существующим
в пространствах с другим числом координат и в других потоках
времени. Под трансфизикой ( в смысле объекта познания) я
понимаю всю совокупность таких миров вне зависимости от
процессов, там протекающих. Такие процессы, связанные со
становлением Шаданакара, составляют метаисторию; связанные со
становлением Вселенной - метаэволюцию; познание метаэволюции
есть познание вселенское. Слово же 'трансфизика' в смысле
религиозного учения означает учение о структуре Шаданакара.
Объекты метаисторического познания связаны с историей и
культурой, трансфизического