ранее; до
этого времени воспоминания о них носили характер смутных,
клочкообразных, ни в какое целое не слагавшихся хаотических
полуобразов. Новые же странствия зачастую оставались в памяти
так отчетливо, так достоверно, так волнуя все существо
ощущением приоткрывшихся тайн, как не остается в памяти никакое
сновидение, даже самое значительное.
Есть еще более совершенный вид таких странствий по
планетарному космосу: тот же выход эфирного тела, те же
странствия с великим вожатым по слоям восходящего или
нисходящего ряда, но с полным сохранением бодрственного
сознания. Тогда, вернувшись, путник приносит воспоминания еще
более бесспорные и, так сказать, исчерпывающие. Это возможно
только в том случае, если духовные органы чувств уже широко
раскрыты и запоры с глубинной памяти сорваны навсегда. Это уже
подлинное духовидение. И этого, конечно, я не испытал.
Насколько мне известно (возможно, впрочем, что я
ошибаюсь), из европейских писателей этому был причастен пока
один только Дант. Создание 'Божественной комедии' было его
миссией. Но полное раскрытие его духовных органов совершилось
только в конце жизни, когда огромная работа над поэмой уже
близилась к концу. Он понял многочисленные ошибки, неточности,
снижение смысла, излишнюю антропоморфность образов, но для
исправления уже не хватало времени и сил. Тем не менее
излагаемая им система может быть принята в основных чертах, как
панорама разноматериальных слоев романо-католической
метакультуры.
Не смея и заикаться о чем-либо подобном, я имел, однако,
великое счастье бесед с некоторыми из давно ушедших от нас и
ныне пребывающих в Синклите России. К совершенно потрясающим
переживаниям их реальной близости я почти не смею прикоснуться
пером. Не смею назвать и имена их, но близость каждого из них
окрашивалась в неповторимо индивидуальный тон чувств. Встречи
случались и днем, в людной тюремной камере, и мне приходилось
ложиться на койку, лицом к стене, чтобы скрыть поток слез
захватывающего счастья. Близость одного из великих братьев
вызывала усиленное биение сердца и трепет торжественного
благоговения. Другого все мое существо приветствовало теплой,
нежной любовью, как драгоценного друга, видящего насквозь мою
душу и любящего ее и несущего мне прощение и утешение.
Приближение третьего вызывало потребность склонить перед ним
колена, как перед могучим, несравненно выше меня взошедшим, и
близость его сопровождалась строгим чувством и необычайной
обостренностью внимания. Наконец, приближение четвертого
вызывало ощущение ликующей радости - мировой радости - и слезы
восторга. Во многом могу усомниться, ко многому во внутренней
жизни отнестись с подозрением в его подлинности, но не к этим
встречам.
Видел ли я их самих во время этих встреч? Нет.
Разговаривали ли они со мной? Да. Слышал ли я их слова? И да, и
нет. Я слышал, но не физическим слухом. Как будто они говорили
откуда-то из глубины моего сердца. Многие слова их, особенно
новые для меня названия различных слоев Шаданакара и иерархий,
я повторял перед ними, стараясь наиболее близко передать их
звуками физической речи, и спрашивал: правильно ли? Некоторые
из названий и имен приходилось уточнять по нескольку раз; есть
и такие, более или менее точного отображения которых в наших
звуках найти не удалось. Многие из этих нездешних слов,
произнесенных великими братьями, сопровождались явлениями
световыми, но это не был физический свет, хотя их и можно
сравнишь в одних случаях со вспышками молнии, в других с
заревами, в третьих - с лунным сиянием. Иногда это были уже
совсем не слова в нашем смысле, а как бы целые аккорды
фонетических созвучии и значении. Такие слова перевести на наш
язык было нельзя совсем, приходилось брать из всех значений -
одно, из всех согласованно звучащих слогов - один. Но беседы
заключались не в отдельных словах, а в вопросах и ответах, в
целых фразах, выражавших весьма сложные идеи. Такие фразы, не
расчленяясь на слова, как бы вспыхивали, отпечатываясь на сером
листе моего сознания, и озаряли необычайным светом то темное
для меня и неясное, чего касался мой вопрос. Скорее даже это
были не фразы, а чистые мысли, передававшиеся мне
непосредственно, помимо слов.