мои руки легли на ветхий,
тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная
дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга
хлынули неудержимо. И, по правде сказать, мне не очень важно,
как знатоки всякого рода экстазов и восхищении назовут и в
какой разряд отнесут происшедшее вслед за этим. Содержанием же
этих минут был подъем в Небесную Россию, переживание Синклита
ее просветленных, нездешняя теплота духовных потоков, льющихся
из того средоточия, которое справедливо и точно именовать
Небесным Кремлем. Великий дух, когда-то прошедший по нашей
земле в облике Серафима Саровского, а теперь - один из ярчайших
светильников Русского Синклита, приблизился и склонился ко мне,
укрыв меня, словно эпитрахилью, шатром струящихся лучей света и
ласкового тепла. - В продолжение почти целого года, пока эту
церковь не закрыли, я ходил каждый понедельник к акафистам
преподобному Серафиму и - удивительно! - переживал это
состояние каждый раз, снова и снова, с неослабевающей силой.
В начале 1943 года я участвовал в переходе 196-й
стрелковой дивизии по льду Ладожского озера и, после
двухдневного пути через Карельский перешеек, вошел поздно
вечером в осажденный Ленинград. Во время пути по безлюдному,
темному городу к месту дислокации мною было пережито состояние,
отчасти напоминавшее то давнишнее, юношеское, у храма
Спасителя, по своему содержанию, но окрашенное совсем не так:
как бы ворвавшись сквозь специфическую обстановку фронтовой
ночи, сперва просвечивая сквозь нее, а потом поглотив ее в
себе, оно было окрашено сурово и сумрачно. Внутри него темнело
и сверкало противостояние непримиримейших начал, а их
ошеломляющие масштабы и зиявшая за одним из них великая
демоническая сущность внушали трепет ужаса. Я увидел третьего
уицраора яснее, чем когда-либо до того, - и только веющее
блистание от приближавшегося его врага - нашей надежды, нашей
радости, нашего защитника, великого духа-народоводителя нашей
родины - уберегло мой разум от непоправимого надлома*.
=================================================
* Это переживание я попытался выразить в поэме
'Ленинградский апокалипсис', но закономерности искусства
потребовали как бы рассучить на отдельные нити ткань этого
переживания. Противостоявшие друг другу образы, явившиеся
одновременно, пришлось изобразить во временной
последовательности, а в общую картину внести ряд элементов,
которые хотя этому переживанию и не противоречат, но в
действительности в нем отсутствовали. К числу таких
производительных привнесений относится падение бомбы в
Инженерный замок (при падении этой бомбы я не присутствовал), а
также контузия героя поэмы.
=================================================
Наконец, нечто схожее, но уже полностью свободное от
метафизического ужаса, было мною пережито в сентябре 1949 года
во Владимире, опять-таки ночью, в маленькой тюремной камере,
когда мои единственный товарищ спал, и несколько раз позднее, в
1950-53 годах, тоже по ночам, в общей тюремной камере. Для
'Розы Мира' недостаточно было опыта, приобретенного на таком
пути познания. Но самое движение по этому пути привело меня к
тому, что порою я оказывался способным сознательно воспринять
воздействие некоторых Провиденциальных сил, и часы этих
духовных встреч сделались более совершенной формой
метаисторического познания, чем та, которая мною только что
описана.
Сравнительно часто и многими изведан выход эфирного тела
из физического вместилища, когда это последнее покоится в
глубоком сне, и странствие по иным слоям планетарного космоса.
Но, возвращаясь к дневному сознанию, путник не сохраняет о
виденном никаких отчетливых воспоминаний. Хранятся они только в
глубинной памяти, наглухо отделенной от сознания у огромного
большинства. Глубинная память (анатомически ее центр помещается
в мозгу) - это хранилище воспоминании о предсуществовании души,
а также о ее трансфизических странствиях, подобных
описываемому. Психологический климат некоторых культур и
многовековая религиозно-физиологическая практика, направленная
в эту сторону, как, например, в Индии и странах буддизма,
способствовали тому, что преграда между глубинной памятью и
сознанием