Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

требует некоторой перестройки представлений,

господствующих в России последние сорок лет.

Я полагаю, что серьезное вникновение исследователей.

стоящих на высоте современной физиологии и психологии, в

огромную апокалиптическую литературу, в автобиографические

свидетельства духовных авторов и некоторых религиозных

деятелей, имевших опыт подобного рода, непредубежденное

изучение и обобщение материала, рассеянного в трудах по

сравнительной религиологии, - все это приведет со временем к

выработке научной методики, на основе которой удалось бы

заложить фундамент гносеологии религиозного и, в частности,

метаисторического познания. Можно себе представить

возникновение научно-педагогической практики, ставящей целью

овладеть механизмом этого познания, дать личности, до сих пор

воспринимавшей этот процесс пассивно, способы вызывать его и

управлять им, хотя бы отчасти. Но все это - дело будущего, и

притом не близкого. Пока несомненно только то, что многообразие

этого процесса зависит и от субъекта, и от объекта познания.

Нельзя объять необъятного; я могу говорить здесь лишь о том

варианте процесса, с которым меня столкнула собственная жизнь.

Придется идти на то, чтобы усилить в книге элемент

автобиографический, хотя я лично, при любых иных

обстоятельствах, этого элемента стремился бы избегать.

В центре внимания при этом будут три вида религиозного

познания: метаисторический, трансфизический и вселенский.

Впрочем, проводить вполне четкую границу между ними невозможно,

да и не нужно.

Прежде всего: что, собственно, разумеется здесь под

метаисторией?

Метаистория есть, говорит Сергей Булгаков, едва ли не

единственный русский мыслитель, поставивший эту проблему

ребром, - метаистория есть 'ноуменальная сторона того

универсального процесса, который одной из своих сторон

открывается для нас как история'* . Мне думается, однако, что

применение кантовской терминологии к проблемам этого порядка

вряд ли поможет уяснению существа дела. Понятия ноуменального и

феноменального были выработаны иным ходом мысли, вызваны иными

философскими потребностями. Объекты метаисторического опыта

могут быть втиснуты в систему этой терминологии лишь по способу

Прокруста.

=================================================

* Булгаков С. 'Два града'. М., 1911. Том 2, стр. 103.

=================================================

Еще неправомернее сближение метаистории с каким-либо из

видов философии истории. Философия истории есть именно

философия; метаистория же всегда мифологична.

Так или иначе, термин 'метаистория' употребляется в

настоящей книге в двух значениях.

Во-первых - как лежащая пока вне поля зрения науки, вне ее

интересов и ее методологии совокупность процессов, протекающих

в тех слоях инобытия, которые, будучи погружены в другие потоки

времени и в другие виды пространства, просвечивают иногда

сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Эти

потусторонние процессы теснейшим образцом с историческим

процессом связаны, его собою в значительной степени определяют,

но отнюдь с ним не совпадают и с наибольшей полнотой

раскрываются на путях именно того специфического метода

познания, который следует назвать метаисторическим.

Второе значение слова 'метаистория' - это учение об этих

процессах инобытия, учение, разумеется, не в научном, а именно

в религиозном смысле.

Нет ничего удивительного в том, что возможность познания

этих процессов обусловлена для различных индивидуумов рядом

психологических, а может быть, и физиологических предпосылок.

Очевидно, мы имеем здесь дело с некоторой врожденной

предрасположенностью; мы столь же мало можем вызвать или

уничтожить ее, как, например, врожденное свойство

музыкальности. Однако самая эта способность может быть на

протяжении жизни или заглушена, или просто остаться

неиспользованной, как зарытый в землю талант, или, наконец,

подвергнуться развитию, иногда даже чрезвычайно ускоренному.

Научно-воспитательная система, которая кажется нам возможной в

будущем, способствовала бы именно развитию этой способности.

Пока же средства положительного воздействия на эту способность

приходится нащупывать почти вслепую, и заметного