что этот запрет уравновешивается тем
обстоятельством, что усопшие праведники не обязательно
нуждаются в напоминании со стороны молящихся, чтобы оказывать
им невидимую помощь. Так или иначе, решительно всякое учение,
утверждающее истину духовного бессмертия и высокий нравственный
закон, только вопреки логике и собственным принципам может
полагать, будто дух праведника в его посмертии относится к
ныне живущим бездеятельно и безучастно. Отрицание культа святых,
или лучше сказать, праведных, логично только с одной точки
зрения: материалистической. Но, с другой стороны,
абсолютизирование культа святых как общеобязательного
неправомерно в такой же степени. Бывают длительные этапы в пути
души, даже в пути целого народа, когда им действительно не
нужны никакие 'посредники'; когда душа, сознательно или
неосознанно, чувствует, что укрепление ее самостоятельности,
силы, свободы, духовной воли исключает возможность обращения за
помощью к кому-либо, кроме Самого Бога. На каком же основании и
по какому праву будем мы навязывать такой личности участие в
культе святых?
Значительно большую сложность являет основное противоречие
между христианством и другими религиями: утверждение
божественности Иисуса Христа, как догмат, почитание Его за
воплощение одной из ипостасей Троицы. Всем известно, что
остальные религии либо соглашаются на признание Иисуса пророком
в ряду других пророков, либо игнорируют Его, иногда даже
энергично отрицая Его провиденциальную миссию. Христианство же,
со своей стороны, опираясь на слова своего Основателя о том,
что никто не приходит к Отцу иначе, как через Сына, отрицает
возможность спасения для всех не-христиан.
Представляется, однако, что много недоумений и грубых
снижений идей мы избегнем, если во все речения Христа, до нас
дошедшие, будем вникать, задавая себе вопрос: говорил ли в
данном случае Иисус как личность, как конкретное историческое
лицо, прожившее в такой-то стране от такой-то до такой-то даты,
или же Его разумом и устами трансформируется в человеческие
слова голос Бога, который Он слышит в себе. Каждое речение
Христа требует рассмотрения именно под таким углом: говорит ли
Он в данном случае как Вестник истин духовного мира или же как
человек. Ибо нельзя представить, чтобы Иисус во все мгновения
своей жизни говорил только как Вестник и никогда - просто как
человек. Вряд ли подлежит сомнению, что в Его скорбном
восклицании на кресте 'Отче, Отче, векую Меня покинул?'
запечатлена мука одной из тех минут, когда он, Иисус, человек,
переживал трагедию оставленности, трагедию прерыва связи своего
человеческого Я с Божественным Духом; а в учении Его,
изложенном на Тайной вечере, все время слышится, как за
местоимением первого лица предполагается Бог-Сын, Мировой
Логос. - Такому разделению речей Христа на две группы следует
подвергнуть все слова Его, сохраненные Евангелием. Совершенно
очевидно в таком случае, что и слова Его о том, что никто не
приходит к Отцу иначе, как через Сына, следует понимать не в
том сниженном, суженном, оплотненном и безжалостном смысле, что
не спасется будто бы ни одна душа человеческая, кроме христиан,
а в том величественном, истинно духовном, космическом смысле,
что всякая монада, восполнившая себя до конца, погружается в
глубины Бога-Сына, Сердца и Демиурга вселенной, и только через
этот всезавершающий акт возвращается к своему истоку, к
Богу-Отцу, непостижимо отождествляясь Ему и всей Пресвятой
Троице.
Один из виднейших деятелей религиозно-философской
индийской общины Брахмо Самадж, Кешуб Чандер-Сен, высказал
весьма глубокую мысль: он сказал, что мудрость индуистов,
кротость буддистов, мужество магометан - все это от Христа.
Очевидно, под этим именем он понимал в данном случае, конечно,
не историческую личность Иисуса, а Логос, Себя в Иисусе Христе
выразивший преимущественно, но не исключительно. В этой идее
нащупывается, на мой взгляд, путь к такому углу зрения, на
котором могут прийти к взаимопониманию христиане и многие
течения восточной религиозности.
Думается также, что некоторые выражения, укоренившиеся в
христианском богословии, почти механически повторяемые нами и
как раз являющиеся неприемлемыми для других верований,
нуждаются в пересмотре