несколько беглых слов.
Какими же чертами может отличатся искусство, которое
создадут люди, причастные духу Розы Мира, в ближайшие эпохи,
когда солнце золотого века только начнет еще озарять облака над
горизонтом?
Было бы наивно пытаться предугадать или очертить
многообразие художественных направлений, жанров, школ,
стилистических приемов, которыми засверкает эта сфера культуры
к концу текущего столетия. Но будет, мне кажется, определяться
некий преобладающий стиль, не исчерпывающий, конечно, всех
течений искусства (в условиях максимальной свободы это
невозможно, да и не нужно по той же причине), но призванный
стать в искусстве и литературе последней трети века некоторой,
как теперь говорят, магистралью. В этом стиле найдет свое
выражение присущее Розе Мира восприятие вещей: восприятие
сквозящее, различающее через слой физической действительности
другие, иноматериальные или духовные слои. Такое мировосприятие
будет далеко от нарочитого оптимизма, боящегося нарушить
собственную безмятежность вниманием к темным и трагическим
сторонам бытия. Творцы этого искусства не станут избегать
созерцания горестной и страшной изнанки мира. Они сочли бы за
малодушие жажду забыть о кровавом пути истории, о реальности
грозных, инфрафизических слоев Шаданакара, об их беспощадных
законах, удерживающих в узах нечеловеческих мук неисчислимые
сонмища несчастных, и о тех наистрашнейших срывах
общечеловеческого духа, которые подготавливаются силами
Противобога и осуществятся в истории почти неизбежно, когда
исчерпает свое поступательное движение золотой век. Но высокая
степень осознания не воспрепятствует их любви к миру, к земле,
не уменьшит их радостей, порождаемых природой, культурой,
творчеством, общественным служением, любовью, дружбой, -
напротив! Разве сознание скрытых опасностей, грозящих тому,
кого любишь, ослабляет жар любви? - Будут чудесные создания еще
небывалой полноты жизнеутверждения, чистоты и веселия. В руслах
всех искусств - тех, которые уже есть, и тех, которые
возникнут, - появятся искрящиеся, как водяные брызги в
солнечных лучах, произведения творцов будущего о любви, более
многосторонней, чем наша, о молодости, о радостях домашнего
очага и общественной деятельности, о расширении человеческого
сознания, о раздвижении границ восприятия, о стихиалях,
подружившихся с людьми, о вседневной близости невидимых еще
теперь друзей нашего сердца, да и мало ли о чем, что будет
волновать людей тех эпох и чего мы не в состоянии себе
представить.
Мне кажется, такое искусство, мужественное своим
бесстрашием и женственное своим любвеобилием, мудрое сочетание
радости и нежности к людям и к миру с зорким познаванием его
темных глубин, можно было бы назвать сквозящим реализмом или
метареализмом. И следует ли говорить, что не непременно нужно
произведению искусства быть образцом сквозящего реализма, чтобы
люди, причастные духу Розы Мира, сумели ему радоваться и
восхищаться? Они будут радоваться всему, что отмечено талантом
и хотя бы одной из этих особенностей: чувством прекрасного,
широтою охвата, глубиною замысла, зоркостью глаза, чистотой
сердца, веселием души.
Наступит время, когда этический и эстетический уровень
общества и самих деятелей искусств станет таков, что отпадет
всякая надобность в каких-либо ограничениях, и свобода
искусств, литературы, философии и науки станет полной. Но между
тем моментом, когда Роза Мира примет контроль над
государствами, и эпохой этого идеального уровня пройдет
несколько десятилетий. Не из мудрости, а из юношеской
незрелости могла бы возникнуть мысль, будто общество уже
достигло тех высот развития, когда абсолютная свобода не может
породить роковых, непоправимых злоупотреблений. Вначале
придется вручить местным филиалам Всемирного художественного
совета, кроме других, более отрадных функций, также и этот
единственный контроль, через который будет проходить
художественное произведение перед его обнародованием. Это будет
- если не обидится читатель на шутку - лебединой песнью
цензуры. Сначала, когда национальные антагонизмы и расовые
предрассудки еще не будут изжиты, а агрессивные организации
будут еще играть на этих