нет у меня уверенности, что книга не будет
уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется
переданным хоть кому-нибудь.
А может быть - обойдется, тирания никогда не возвратится?
Может быть, человечество сохранит навеки память о страшном
историческом опыте России? - Такая надежда теплится в душе
всякого, и без этой надежды было бы тошно жить.
Но я принадлежу к тем, кто смертельною ранен двумя
великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией.
Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в
человечестве или изживутся в короткий срок. Может быть
отстранена опасность данной тирании, данной войны, но некоторое
время спустя возникнет угроза следующих. Оба эти бедствия были
для нас своего рода апокалипсисами - откровениями о могуществе
мирового Зла и о его вековечной борьбе с силами Света. Люди
других эпох, вероятно, не поняли бы нас; наша тревога
показалась бы им преувеличенной, наше мироощущение -
болезненным. Но не преувеличено такое представление об
исторических закономерностях, какое выжглось в человеческом
существе полувековым созерцанием и соучастием в событиях и
процессах небывалого размаха. И не может быть болезненным тот
итог, который сформировался в человеческой душе как плод
деятельности самых светлых и глубоких ее сторон.
Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись
будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но
если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья
духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая
все ее трудности, - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать
семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.
И произойдет ли это еще до третьей мировой войны или после
нее, или третья война не будет развязана в ближайшие годы вовсе
- книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза
пройдут, глава за главой, по ее страницам. Потому что вопросы,
на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще и
в далеком будущем.
Эти вопросы не исчерпываются проблематикой войны и
государственного устройства. Но ничто не поколеблет меня в
убеждении, что самые устрашающие опасности, которые грозят
человечеству и сейчас и будут грозить еще не одно столетие, это
- великая самоубийственная война и абсолютная всемирная
тирания. Быть может, третью мировую войну - в нашу эпоху -
человечество превозможет или, по крайней мере, уцелеет в ней,
как уцелело оно в первой и во второй. Быть может, оно выдержит,
так или иначе, тиранию еще более обширную и беспощадную, чем
та, которую выдержали мы. Может случиться также, что через сто
или двести лет возникнут новые опасности для народов, не менее
гибельные, чем тирания и великая война, но - иные. Возможно.
Вероятно. Но никакие усилия разума, никакое воображение или
интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые
не были бы связаны, так или иначе, с одной из двух основных: с
опасностью физического уничтожения человечества вследствие
войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной
всемирной тирании.
Книга направлена, прежде всего, против этих двух зол. Двух
коренных, первичных зол. Она направлена против них - не как
памфлет, не как разоблачающая сатира, не как проповедь. Самая
жгучая сатира и самая пламенная проповедь - бесплодны, если они
только бичуют зло и доказывают, что хорошее - хорошо, а дурное
- дурно. Они бесплодны, если не основаны на знании основ того
миропонимания, того универсального учения и той действенной
программы, которые, распространяясь от ума к уму и от воли к
воле, были бы способны отвратить от человечества эти две
коренные опасности. Поделиться своим опытом с другими,
приоткрыть картину исторических и метаисторических перспектив,
ветвящуюся цепь дилемм, встающих перед нами или долженствующих
возникнуть, панораму разноматериальных миров, тесно
взаимосвязанных с нами в добре и зле, - вот задача моей жизни.
Я стремился и стремлюсь ее выполнять в формах словесного
искусства, в художественной прозе и в поэзии, но особенности
этого искусства не позволяли мне раскрыть всю концепцию с
надлежащею полнотой, изложить ее исчерпывающе, четко и
общедоступно. Развернуть эту концепцию именно так, дать понять,
каким образом в ней, трактующей