задач, стремиться решить
которые будет Роза Мира, то невозможно представить, чтобы они
встретили со стороны научных авторитетов какие-либо возражения
по существу.
Думается, что уже и не самая идея планирования науки будет
тогда предметом дискуссии, а границы того, что охватывается
планированием, и его практика. Не будет лишено, вероятно,
некоторого интереса специальное изучение практики планирования
и координации научных работ в некоторых государствах середины
XX столетия. Но воспользоваться можно будет лишь отдельными их
деталями, хотя бы уже потому, что Федерация будет состоять из
многих государств, больших и малых, только что объединившихся,
стоящих на разных ступенях экономического развития,
формировавшихся в лоне различных культур и обладающих
различными социально-политическими укладами. Некоторые из этих
укладов, отличающиеся большей социализацией экономических
отношений, будут легче вовлекаемы в общий неизбежный процесс
всемирной социализации; другие, привычные к анархии
производства, втянутся в него постепенно. Все это, равно как и
многообразие культурных типов, будет создавать в первый период
чрезвычайную пестроту мировой экономики и Бездействующих друг
на друга культурных укладов. Долго еще будут давать себя знать
и застарелые национальные антагонизмы. Не сразу удастся
уравновесить и согласовать нужды отдельных стран и отдельных
слоев населения, заинтересованных, например, в первоочередном
развитии таких-то и таких-то отраслей промышленности там-то и
там-то или в сбыте своей продукции куда-нибудь. От тех, кто
будет возглавлять Ученый совет и самое Розу Мира, потребуется
для справедливого решения этих проблем некое новое
психологическое качество: преодоленность в собственном существе
господства местных, столь пока еще естественных,
культурно-расовых привязанностей, полное национальное
беспристрастие. Сколько усилий, какая авторитетность и даже
самопожертвование потребуются хотя бы для того, чтобы ослабить
застарелые антагонизмы - англо-арабский, например,
русско-польский или армяно-турецкий! Каким поведением заслужат
немцы, англичане, русские или американцы забвение той вражды,
которую они возбудили к себе во стольких нациях? Какие
воспитательные средства потребуются для того, чтобы разрушить
комплекс ущемленного самолюбия, мешающий многим малым и средним
нациям дружественно относиться к своим соседям и перерастающий
в агрессивные мечты о достижении собственного величия за счет
величия других? Но это - только одна сторона задачи. Многим
западным нациям придется вытравить в себе малейшие следы
старинного чувства превосходства своего перед другими. Русскому
придется понять, что его страна - не венец создания и уж во
всяком случае не лучше многих других. Англичанин вынужден будет
совершить титаническую внутреннюю работу, чтобы отрешиться от
невольного предпочтения интересов жителей Британских островов
интересам жителей Индонезии или Танганьики. От француза
потребуется умение принимать к сердцу интересы Парагвая или
Таиланда так же горячо, как и свои собственные. Китаец или араб
освободят свое сердце и ум от вскормленного столькими веками
когда-то справедливого, а теперь устаревшего недоверия к
европейцам и научатся уделять потребностям Бельгии или Греции
внимания не меньше, чем потребностям Жэхэ или Судана. Жителям
латиноамериканских республик придется отучиться от привычки
заботиться и плакаться только о себе и принять участие в
распределении мировых благ с учетом нужд Афганистана, Камбоджи
и даже Якутии. А гражданам Соединенных Штатов надлежит
вспомнить, что они почитаются христианами и что христианство
несовместимо со звериной ненавистью к какой бы то ни было расе,
хотя бы и черной. Трудно, трудно это, - ясно, что ужасно
трудно, но избавление от войн и тираний - только через эту
психологическую самопеределку. И уж конечно, надеяться на
участие в работе всемирных планирующих органов не может ни один
человек, не завершивший над собою подобной операции. Придется
учиться даже национальному самопожертвованию: о, не своею
кровью, разумеется, не жизнью своих сынов, а только долларами.
Ибо наиболее богатым странам предстоит в какой-то мере
поделиться своими ресурсами с народами Востока и Юга,