Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

личности привели к тому, что создание человека ощущает

условность и тесноту любой догматики. Следовательно, сколь

адогматичными ни были бы тезисы Розы Мира, сколь бы ни были они

проникнуты духом религиозной динамики, но весьма многие

затруднятся принять даже их. Зато множества и множества

откликнутся на ее зов, коль скоро он будет обращен не столько к

интеллекту, сколько к сердцу, звуча в гениальных творениях

слова, музыки, театра, архитектуры. Образы искусства емче и

многоаспектнее, чем афоризмы теософем или философские

рассуждения. Они оставляют больше свободы воображению, они

предоставляют каждому толковать учение так, как это органичнее

и понятнее именно для его индивидуальности. Откровение льется

по многим руслам, и искусство - если и не самое чистое, то

самое широкое из них. Поэтому все виды искусства и прекрасный

культ оденут Розу Мира звучащими и сияющими покровами. И

поэтому же во главе Розы Мира естественнее всего стоять тому,

кто совместил в себе три величайших дара: дар религиозного

вестничества, дар праведности и дар художественной

гениальности.

Может быть, такой человек не придет или придет не скоро.

Возможно, что Розу Мира будет возглавлять не он, а коллектив

достойнейших. Но если бы Провидение направило такую великую

душу в наш век - а Оно ее уже направило - и демонические силы

не сумели бы устранить ее, - это было бы для всей земли

величайшим счастьем. Потому что более могучего и светлого

воздействия на человечество, чем воздействие гениального

художника слова, ставшего духовидцем и праведником и

возведенного на высоту всемирного руководства общественными и

культурными преобразованиями, не может оказать никто. Именно

такому человеку и только такому может быть вверен необычайный и

небывалый в истории труд: этический контроль над всеми

государствами Федерации и водительство народами на пути

преобразования этих государств во всечеловеческое братство.

О, мы, русские, жестоко поплатились за безусловное

доверие, оказанное сильному человеку, принятому многими из нас

за благодетеля человечества. Не повторим этой ошибки! Есть

безусловные признаки, отличающие человека, достойного подобной

миссии, от злого гения народа. Последний сумрачен; первый -

весел духовным веселием. Один укрепляет свою власть казнями и

карами; другой не станет домогаться власти ни в один из дней

своей жизни, а когда примет ее - не прольет ничьей крови. Один

насаждает по всей земле, ему подвластной, культ своей личности;

другому отвратительно и смешно его прославление. Один -

недоступен, другой - открыт всем. Один обуреваем неистовой

жаждой жизни и власти и прячется от воображаемых опасностей за

непроницаемыми стенами; другой - свободен от жизненных

искушений, а перед лицом опасности спокоен, потому что совесть

его чиста, а вера непоколебима. Это - два антипода, посланцы

двух непримиримых начал.

Конечно, в Верховном Соборе такой избранник был бы лишь

первым среди равных. Он опирался бы во всем на сотрудничество

множества, и этим множеством была бы контролируема его

собственная деятельность. На свой необычайный пост он мог бы

прийти только сквозь строгий искус. Такому сану не может

соответствовать ни молодость, ни даже зрелый возраст; лишь

старость. Искушения и борьба страстей должны быть давно изжиты.

Что до самого избрания, то оно, мне кажется, могло бы быть

осуществлено лишь через тот или иной вид плебисцита. Да и в

годы правления верховного наставника Собор следил бы за его

действиями. Уклонение его от пути влекло бы передачу власти

достойнейшему. Вообще все связанные с этим вопросы могли бы

быть тщательно продуманы, опасности предусмотрены, решения

внимательно взвешены и впоследствии усовершенствованы. Но пока

верховный наставник будет следовать неукоснительно по

предназначенной стезе, он - мистическая связь между живущим

человечеством и миром горним, проявитель Провиденциальной воли,

совершенствователь миллиардов и защитник душ. В руках такого

человека не страшно соединить полноту духовной и гражданской

власти.

Скажут: подобные люди появляются по одному в пятьсот лет.

А я скажу больше: личности такого масштаба и обладающей при

этом суммой именно таких свойств, раньше не могло быть никогда.

Эйнштейн