Теперь закройте глаза и представьте, что
вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь
его попробовать. Мысленно разрежьте, если это необходимо, и медленно
поднесите ко рту. Откусите кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под
языком.
Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть,
спите. Запахи и вкусы способны очень легко пробуждать воспоминания.
Ваш мозг не воспринимает различий между телом и разумом. Чем дольше вы
думаете о чем-то, тем сильнее тело и разум реагируют так, как будто это на
самом деле происходит. Подумайте о значении для здоровья этого простого
эксперимента с воображаемым фруктом.
То, о чем мы думаем, непосредственно действует на наше тело.
Чем более живо мы себе представляем это, тем сильнее реагирует тело.
Поэтому создание яркого, живого представления о собственном здоровье
было бы полезным. Чем свободнее вы пользуетесь всеми своими
репрезентативными системами, тем лучше вы будете контролировать их влияние
на свое тело. Сознательное использование репрезентативных систем может
вначале показаться странным, но с практикой это становится легче с каждым
разом.
У нас разные способности использования своих репрезентативных систем.
Некоторые действительно видят ясные мысленные картинки, и лишь небольшой
процент людей заявляют, что они не видят совершенно никаких картин. Таков их
субъективный опыт. Он лишь означает, что они не осознают своих мысленных
картин. Мы все визуализируем, в противном случае мы никогда не узнали бы
своего собственного лица, машины и входной двери.
Если вы с трудом визуализируете, проведите следующий эксперимент.
Начните с мысленного представления одного осколка цветного стекла. Запишите
на бумаге или на аудиокассете то, что вы видите, если даже это едва уловимое
изображение. Если это трудно, притворитесь, что вы можете видеть его своим
внутренним взором. Какого он цвета? Какого размера? Какой формы?
Теперь вообразите себе звук гитары. Громко ли он звучит? Можете ли вы
увеличить громкость? Это высокий звук или низкий? Прислушайтесь к ритму
музыки. Она исполняется быстро или медленно? Как выглядит гитара? Опишите ее
про себя.
Представьте себе, что вы лежите в удобной позе. Какие ощущения в вашем
теле? Представьте, себе, как выглядит окружающая вас обстановка, и вспомните
звуки наподобие звука тикающего будильника.
Чтобы помочь себе мыслить более ярко и живо, воспользуйтесь связью
между телом и разумом. Если вы хотите визуализировать, расфокусируйте взгляд
и поднимите свою голову вверх. Чтобы более отчетливо услышать внутренние
звуки, наклоните голову в ту или иную сторону, а глаза поверните налево.
Чтобы лучше прислушаться к своему внутреннему диалогу, посмотрите вниз
влево. Чтобы сделать ощущения более интенсивными, поверните глаза вниз
вправо.
Вероятно, вы замечали, что люди совершают движения глазами когда
думают. Эти движения не случайны, глаза не вращаются в своих впадинах просто
так под действием гравитации. У всех этих движений есть свой смысл. Они
называются 'глазными сигналами доступа' и представляют собой еще одно
проявление тесной связи тела и разума. НЛП предполагает, что большинство
людей смотрит вверх или расфокусирует свой взгляд, чтобы представить себе
внутреннюю картинку, а смотрит по сторонам, чтобы прислушаться к внутренним
звукам. Многие смотрят вниз вправо, чтобы получить доступ к своим ощущениям,
и вниз влево, чтобы послушать свой внутренний диалог. У некоторых людей эти
привычные движения меняются местами: они смотрят вниз влево для ощущений и
вниз вправо для разговора с самим собой.
Глазные сигналы доступа имеют практическую ценность, и подробное их
описание можно найти в других книгах по НЛП. Поэкспериментируйте с ними, они
помогут вам лучше видеть, слышать и ощущать внутри себя.
СУБМОДАЛЬНОСТИ
Все те различия, которые мы обнаруживаем во внешнем мире с помощью
своих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия во
внутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Это
качественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики,
из которых строится наш опыт.
Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей -- две
характеристики внутренних картинок. Громкость и направление