свое дыхание. У каждого состояния
есть свой характерный способ дыхания. Например, когда вы возбуждены или
паникуете, вы перенасыщаете легкие кислородом (дыхание быстрое, с коротким
выдохом). Это вызывает биохимические изменения, которые усиливают
возбуждение. Последнее, в свою очередь, увеличивает частоту дыхания, а то
еще больше усугубляет возбуждение. Чтобы успокоиться, замедлите дыхание,
сделайте два одинаково длинных вдоха и выдоха. Юмор -- лучший способ изменить
состояние, он приводит в полный беспорядок ваше дыхание (и мышление) весьма
приятным образом. Физическое движение -- еще один прием изменения состояния.
Хорошо действует прогулка и физические упражнения.
Состояния организуют вашу физиологию совершенно определенным способом.
Изменение физиологии приводит к изменению состояния. Быть может, поэтому,
притворившись счастливым, мы можем получить реальный результат. Изменение
мышления не будет работать до тех пор, пока оно не приведет к изменениям
физиологическим -- преднамеренным или нет, не имеет значения.
ПОСТРОЕНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ
Иногда вам необходимо сразу построить ресурсное состояние. Вы могли бы
поэкспериментировать с ресурсными состояниями точно так же, как вы
примеряете одежду, выбирая ее по размеру. Для этого существует три способа:
* Выберите ролевую модель.
Ролевой моделью может служить реальный человек или выдуманный персонаж.
Выберите один или несколько персонажей, у которых есть те качества, которые
вам хотелось бы иметь.
* Физиология.
Действуя так, как будто у вас уже есть ресурсы, включите ресурсные
ощущения. Ссутулившись, опустив глаза вниз, тяжело передвигаясь и вздыхая,
вы скорее всего вызовете тяжелые мысли. А они еще более утяжелят ваши
перемещения и усилят тяжесть размышлений. Этот порочный круг вы можете
разорвать, поднявшись, посмотрев вверх, глубоко вздохнув и улыбнувшись. И
эти движения, вероятно, включат хорошие ощущения. Это не самообман --ведь вы
знаете, что не чувствуете себя прекрасно (пока еще). Вы просто изменяете
свое состояние.
* Приятное переживание в прошлом.
Вспомните какое-нибудь действительно приятное переживание. Мысленно
вернитесь в ту ситуацию. Снова посмотрите на него своими собственными
глазами, прислушайтесь к любым звукам, которые там были. Приятные ощущения
тоже вернутся. Наш мозг реагирует на воспоминание о событии точно так же,
как он реагирует на реальное событие. Именно так работают якоря. Мелодия,
фотография, запах могут снова вернуть вас в прошлое переживание. В этом сила
счастливых талисманов. Они являются якорями для теплых переживаний в
прошлом, и поэтому человек вновь переживает это тепло в настоящем. Они
работают не благодаря магии, а благодаря ассоциациям. Каким бы ни было это
ресурсное состояние, если у вас было хотя бы мимолетное представление или
слабый намек на него в прошлом, вы сможете перенести его в настоящее.
Создайте якорь для этого приятного переживания, чтобы вы могли
переносить его в настоящее в любое необходимое для вас время. Лучше всего
использовать то, что естественным образом связано с этим воспоминанием:
картинка, мелодия -- своего рода напоминание. Если ничего такого у вас не
найдется, создайте ассоциацию. Остановитесь на том якоре, который вам
нравится. И каждый раз, увидев его, вернитесь мысленно в прошлое, вновь
переживите этот опыт, войдите внутрь него и восстановите связанные с ним
эмоции.
Постановка якорей требует практики, но повторив эти действия в течение
нескольких дней, вы придете к тому, что ассоциация будет воспроизводиться
естественно и автоматически, и вам больше не понадобится сознательно думать
о том переживании. Приятные ощущения будут приходить сами собой каждый раз,
когда вы увидите, услышите или почувствуете этот якорь.
АССОЦИАЦИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ
НЛП -- это исследование структуры субъективного опыта. Существует два
существенно различных способа структурирования состояний, и лучшая
возможность оценить их -- на собственном опыте.
Подумайте о печальном переживании -- лучше о том, когда вы были слегка
расстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видите
ли вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же вы
сами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами,
видя