Неизвестен

Как стать магом или путь становления волевого чело

(сюда относится образование так называемых стигматов у лиц, сосредоточивающихся на идее повреждения той или другой части тела, например, у мистиков-экстатиков, посвящающих всю Страстную неделю помыслам о ранах распятого Христа).

Лицам очень импульсивным рекомендуется сосредоточиться на произвольном объекте, пусть даже незначительном, задаваясь при этом целью господствовать над рефлекторными сокращениями мускулов (не поворачивать головы при шуме и т. п.). Этот второй тип упражнений носит характер общей подготовки. На третье место мы намерены поставить весьма важный тип упражнения в концентрации, рекомендуемый всеми учебниками - прием путешествия в воображении.

Вы или вспоминаете во всех деталях действительно совершенное путешествие, или измышляете таковое в частях или в целом, наглядно переживая мельчайшие детали совершаемых движений и воспринимаемых впечатлений, абсолютно отрываясь от реальной обстановки и заканчивая упражнение через 20—30 минут по звонку будильника.

Четвертым типом упражнений считаю концентрацию {мысли на изучении деталей строения реального предмета, находящегося в вашем распоряжении + проникновение в формальны основы строения и происхождения предмета+идею его назначения (до 30 минут).

5-й хорошо упражняться в отчетливом представлении отсутствующего предмета и затем сравнивать детали представления с деталями реального предмета (30 минут).

6-и если предыдущие упражнения вам хорошо удались, то попробуйте вообразить общую форму несуществующего или не виденного вами предмета и от этой общей формы перейти к формам деталей, проверяя точность и закономерность своего творчества обратным (восхождением от деталей к ансамблю и к соответствию его идее (до 40 минут).

7-й после этой стадии упражняйтесь в быстром и отчетливом переходе от активного сосредоточения на одном объекте к сосредоточению на другом. Умение делать это произвольно будет свидетельствовать о значительной силе сосредоточения упражняющегося. Конечно, чем неудобнее и беспокойнее обстановка упражнения, тем ценнее удача в таковом.

Перехожу к типам упражнения в пассивном сосредоточении.

Таковое многими считается труднее достижимым, нежели активное. Благоприятной обстановкой для первых опытов считаются: темнота, отсутствие всего, способного отвлечь внимание, лежачее положение, ослабение процесса дыхания, закрывание глаз, ушей и т. п. При этих условиях пробуют сосредоточиться активно на очень симметричной форме, например, на круге или диске определенных размеров, неподвижном или вращающемся на бесконечном фоне. Цвета круга и фона по желанию. Затем сокращают размеры фигуры до точки. Наконец, усилием воли устраняют и эту точку. Остается представление об одном фоне, и это условно именуется достижением пассивного сосредоточения в области астральных восприятий. Конечно, при дальнейших упражнениях желательно уничтожение самого фона, т. е. полное отсутствие подчиненных воле представлений во всех областях.

В этом состоянии пассивности внешняя причина (например, чужая воля) может внести в эту пустоту то или другое восприятие (идею, геометрическую форму, иллюзию звукового впечатления, иллюзию осязания, вкуса или обоняния), и вы будете уверены, что восприятие исходит из внешних активных центров, а не должно быть отнесено к работе собственного воображения.

Можно варьировать до бесконечности формы подготовительного упражнения: приведенная схема— лишь пример. Упражнение в пассивном сосредоточении не должно продолжаться более 10 минут, а в самом начале упражнений — от 3 до 5 минут.

Я уже сказал, что активное и пассивное сосредоточение суть типичные формы медитации оккультиста.

Определим некоторые виды их применения.

Наиболее характерная форма сосредоточения с практическою целью это активное сосредоточение на каком-либо вопросе, за которым следует пассивное сосредоточение. Это пассивное сосредоточение служит почвою для взращивания ответа на вопрос, составлявший мотив активного сосредоточения.

Здесь следует различать 3 случая:

1) вопрос поставлен так, что ответ охватывает лишь ментальную область: мы, например, не можем догадаться, какая цепь логически связанных идей приводит к решению философского, математического и т. п. вопроса; нам, так сказать, недостает нескольких звеньев в логическом выводе из-за недостатка памяти или из-за неуверенности в использовании избранного метода. В этом случае активное сосредоточение сводится к ясному представлению тех звеньев логической цепи, которыми мы обладаем, плюс искреннее желание представить остальные