наиболее подходящие условия для осуществления
именно той части Кармы, которая выделена из общего итога.
При этом соединяются одновременно такие условия, блягодаря
которым могут проявиться последствия тех из ее созданных че-
ловеком причин, которые не противоречат одна другой, которые
совмещаются между собой.
Причины эти, заложенные человеком в предыдущих воплощени-
ят, определяют:
а) продолжительность его земной жизни;
б) особенности его физической оболочки, ее положительные
и отрицательные свойства;
в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем че-
ловек войдет в соприкосновение;
г) общественные условия;
д) строение орудий души: мозга и нервной системы, опреде-
ляющее те пределы, в которых проявятся силы души;
е) соединение всех созданных кармическими причинами ра-
достей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в
течении одного и того же воплощения.
Во всем этом для человека нет выбора; выбор его был сде-
лан в прошлом, когда он сеял, теперь остается собрать жатву.
Одно из проявлений зрелой Кармы представляют собой пос-
тупки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок
есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Одно-
родные мысли и желания, группируясь в течение многих вопло-
щений в одно целое, вызывают душевное состояние, которое
можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристализации
вещества. Как самой ничтожной частицы вещества достаточно,
чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же
довольно самого легкого воздействия извне или изнутри (одна,
последняя, мысль), чтобы накопившиеся однородные мысли крис-
таллизовались в поступок. Если эти мысли были злые и мсти-
тельные, явится момент, когда при самом легком толчке чело-
век пойдет на преступление. Или наоборот, если ум его был
склонен создавать бескорыстные мысли, направленные на помощь
ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуются в
акт героизма. Если при этом человек не успеет обдумать свое-
го поступка, - а это почти неизбежно ввиду преобладания эмо-
ций у современных людей, - будет ли его поступок преступный
или героический, сам человек изумляется, 'не верит себе',
говорит: 'Не понимаю, как мог я это сделать!'. Из этого сле-
дует, что наши скрытые мысли направляют совершенно опреде-
ленно нашу волю, и момент их выполнения - не более как воп-
рос времени.
Но если творец мыслей успел подумать, свобода выбора еще
возможна: он может противоставить закоренелой мысли новую и,
энергично повторяя последнюю, постепенно заменить ею прежнюю
мысль.
В этом явлении мы имеем ключ к разрешению трудной пробле-
мы свободы воли и предопределения. Свободная воля человека и
создает для него те ограничения, которые он называет своей
судьбой. Он ограничивает себя своими же прошлыми мыслями;
неосуществленными возможностями, ошибочными предпочтениями,
неразумными уступками; он связан своими позабытыми желания-
ми, неразумными уступками, скован грехами своих прежних
дней. И все же - он свободен. Он, создавший свое прошлое,
которое держит в оковах его настоящее, может работать и
внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить для себя
свободное будущее. Когда сильный человек узнает, что он сво-
боден, оковы его спадут сами собой. Но для обыкновенного че-
ловека, для которого знание - не ровный могучий свет, а то
вспыхивающая, то погасающая искра, освобождение отодвигается
в далекое будущее; для него прежде всего необходимо сознани-
е, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в
прошлом, и что все ограничения, которые связывают его, соз-
даны им же самим.
Между этими двумя полюсами - свободной воли и предопреде-
лением - происходят все сложные сочетания свободы и необхо-
димости, на которых построена вся драма человеческой борьбы.
Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь
много раз, становятся привычками; привычки ограничивают волю
и делаются под конец автоматичными. Приходит минута, когда