или
воле человека, но последствия самого поступка, если послед-
ний вызвал благосостояние или радость для окружающих, будут
одинаково благоприятны для самого деятеля, какое бы побужде-
ние ни руководило им. Законы Кармы ведут строжайший счет и
выплачивают за все, сделанное человеком, до мельчайшей дро-
би. Самый сухой эгоист родится в хороших условиях, если он в
прошлом содействовал благосостоянию окружающих, но будет ли
он в этих условиях доволен и счастлив или же мрачен и неу-
довлетворен, это будет зависеть от другого кармического сче-
та, который подводит итоги его мотивам, иначе - тем хорошим
или дурным свойствим, которые он вырабатывал в тайниках сво-
ей души. Может случиться, что человек с прекрасной душой ро-
дится в самых неблогоприятных внешних условиях, если он в
прошлом своими необдуманними действиями вызвал нужду для ок-
ружающих; но если им при этом владело чистое и бескорыстное
побуждение, оно уже придало ему такие свойства, которые по-
могут ему переносить нужду терпеливо и легко.
Закон, по которому каждый вид проявляемой энергии отража-
ется именно в той сфере, из которой энергия эта исходит, и-
меет величайшее значение для развития человеческой души.
Ибо физическая энергия, т.е. поступки человека, принося
ему земное благо или страдание в той же мере, в какой они
повлияли так или иначе на других, погашаются этими послед-
ствиями вполне: они не несут в себе той творческой силы, ко-
торая собирает сокровища для его бессмертной души. Человека
можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и об-
рабатывает его при сиянии солнца и в непогоду, в холод и в
жару; когда поле вспахано и засеяно, работник возвращается
домой, снимает свою одежду и ложится отдохнуть. Когда он
выйдет снова в свое поле, чтобы собрать жатву, одежда на нем
будет уже другая, но от этого нисколько не зависит, какова
будет жатва: сеял сам человек(6), и если семя его было ску-
дно, и жатву он соберет скудную.
Безразличный мотив остается для души без последствия,
дурной - задержит ее развитие, хороший - обогатит ее навсег-
да, высокий мотив, имеющий в виду только волю Бога, ничего
не желающий для себя, поведет человека к свободе и совершен-
ству. Чем выше источник, из которого исходит внутренняя дея-
тельность человека, тем продолжительнее и могущественнее бу-
дут ее последствия.
Когда перед совестью человека, знающего закон Кармы, яв-
ляется столкновение различных обязанностей и ему неясно, как
следует поступить, он должен спокойно разобраться во всех
своих мотивах, очистить сердце свое от всего эгоистического
и выбрать наиболее бескорыстный мотив; решив раз, он должен
действовать уже без колебаний и без страха, зная, что если и
поступит неправильно, важно только побуждение, последствия
же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как ур-
ок, который не изгладится из его души никогда.
Индусские учения различают три вида человеческой Кармы:
1. зрелая Карма - Prarabdha Karma;
2. скрытая Карма - Sanchita Karma;
3. зарождающаяся Карма - Kriyamana Karma;
Зрелая Карма
Она уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода
выбора в прошлом; выбор был сделан, в настоящем остается
только уплатить свой долг.
Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями,
желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что
они не могут осуществиться одновременно. Могут быть также
кармические обязательства относительно известной нации или
определенной общественной группы, а между тем другие обяза-
тельства могут потребовать иных условий воплощения. Следова-
тельно, в одном и том же воплощении человек может погасить
только часть своей Кармы. Духовные силы, или, иначе, законы,
правящие человеческой Кармой, избирают ту часть из каждой
индивидуальной Кармы, которая может быть погашена одновре-
менно, и с этой целью направляют человеческую душу в соот-
ветствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые