и только с одной ее
стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть сложных
узоров всей ткани, взятой в ее целом.
Причина тому - наше неведение законов духовного мира. Со-
вершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у дикаря от-
носительно явлений материального мира. Пущенная ракета, выс-
трел из ружья, непонятным образом произведенные звуки кажут-
ся ему чудом, потому что он не знает законов, послуживших
причиной поразившего его явления. Чтобы перестать считать
такие явления чудом, дикарь должен узнать законы природы.
Знать же их можно только потому, что законы эти - неизменны.
Совершенно такие же неизменные законы действуют и в неви-
димом для нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем
стоять перед явлениями нашей жизни, как дикарь перед неведо-
мыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бес-
сильно возмущаться перед 'неразгаданным сфинксом', готовым
поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Не понимая,
откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название 'судь-
бы', 'случайности', 'чуда', но эти слова ровно ничего не
объясняют.
Только когда человек узнает, что совершенно такие же не-
изменные законы, какие действуют в физической природе, уп-
равляют и событиями его жизни, когда он убедится, что законы
эти доступны исследованию и действия их могут быть созна-
тельно направляемы по воле человека, - тогда только кончится
его бессилие и он сделается действительно господином своей
судьбы.
Но возможно ли нашу такую же уверенность в непреложности
естественных законов, в их безусловной надежности перенести
и в область нашей умственной и нравственной жизни?
Древняя Мудрость утверждает, что это возможно. Она рас-
крывает перед нами внутреннюю лабораторию человеческого бы-
тия и показывает, что каждый человек непрестанно творит свою
судьбу в трех сферах жизни (умственной, психической и физи-
ческой) и что все его способности и силы не что иное, как
результаты его прежних действий и в то же время - причины
его будущей судьбы. Далее, древняя Мудрость утверждает, что
силы человека действуют не на него одного, но и на окружаю-
щую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и сре-
ду. Исходя из своего центра - человека, силы эти расходятся
по всем направлениям, и человек ответствен за все, что воз-
никает в пределах их влияния.
Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту,
определяется строгим законом справедливости и никогда не за-
висит от случайности. 'Случайность' - понятие, созданное не-
вежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет:
'Если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прош-
лом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и
должен спокойно переносить его'. Таково настроение человека,
понявшего закон Кармы. Независимый дух, уверенность в себе,
мужество, терпение и кротость - вот неизбежные последствия
такого понимания, проникшего в сердце и волю человека.
Кто в первый раз слышет о Карме и начинает понимать, что
все его действия подлежат такому же неизменному закону, по
какому в природе день сменяется ночью, того это сознание уд-
ручает вначале, оно представляется ему как бы железным зако-
ном необходимости. Но это удрученное состояние проходит по
мере того, как человек яснее познает законы, которые управ-
ляют не формой, а сутью явлений.
Он узнает, что хотя законы неизменны, но силы невидимого
мира - вследствие своей тонкости и деятельности вне прос-
транства и времени, которыми скована физическая материя,
подлежат такому невообразимо быстрому передвижению и беско-
нечному разнообразию сочетаний, что направляя сознательно
силы своей внутренней жизни, человек может работать с успе-
хом - даже на протяжении одного короткого воплощения - над
изменением своей Кармы; далее он поймет, что работа эта со-
вершается в пределах им же созданных свойств и способностей
и им же самим поставленных ограничений, следовательно, ис-
точник всего переживаемого - он сам, его бессмертная душа, и