природы Богочеловека. Оба пути приводят одина-
ково к цели.
Самоотверженная деятельность без мысли о себе вызывает
внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце:
таким образом осуществляется двойное условие праведной жиз-
ни - деятельность и отсутствие желаний, которое казалось не-
совместимым.
Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы
интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению
нашего 'я' со всеми, и - к освобождению.
Великую помощь на том и другом пути оказывает верное по-
нимание закона Кармы. Знающий закон не говорот о 'доброй
или злой судьбе'; он знает, что Карма являет собой Волю Бога
в действии и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не сле-
дует. Если Карма и заставляет нас испытывать боль и страда-
ние, человек, понимающий ее благой смысл, не станет тяго-
титься этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо:
он знает, что над ним совершается закон справедливости, ко-
торый требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное
им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой сторо-
ны, ни одно из его добрых усилий не пропадет даром.
Путь очищения от эгоизма носит по-санскритски название
'Карма-Йога', от Карма - деятельность и Йога - единение. ОН
ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по 'стезе
Мудрости', или по 'стезе Религиозного Чувства', и требует,
чтобы человек охотно выполнял свой долг, в котором выражена
его Карма. Такое спокойное и безропотное выполнение своего
долга, выраженное в бескорыстной деятельности, есть един-
ственный ключ к счастью на земле. Оно успокаивает и укрепля-
ет наш дух, устранняя самую мучительную из всех тревог: мыс-
ль о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина.
Она отражается в его глубине, как небеса отражаются в свет-
лых водах тихого горного озера.
П Р И М Е Ч А Н И Я
1) По учениям индусской религиозной философии, Вселенная
представляет собой разумную деятельность, исходящую из еди-
ного Первоисточника (Parabrahman). Космическая деятельность
выражается движением различной силы и быстроты; проводником
движения служит мировая материя (Mulaprakriti), доступная
несовершенным орудиям нашего сознания только в своих наибо-
лее плотных и грубых соединениях. Вне поля нашего сознания
во всех направлениях - творится непрестанная, невидимая для
нас жизнь; жизнь камня ускользает от нас потому, что прояв-
ления ее слишком медленны для нашего наблюдения, жизнь в не-
видимых мирах - потому, что проявления в этих мирах слишком
тонки и быстры для несовершенных орудий нашего сознания.
2) Hitopadesha.
3) Chandogyopanishad, III, XIV, I.
4) 'Purusha (внутренняя суть человека) обладает природой
желания; каково его желание, таково его намерение; каково
его намерение, такова его деятельность; какова его деятель-
ность, такова его награда... Тот, кто привязан (к колесу
рождений и смертей), приобретает путем деятельности предмет,
к которому его душа - как причина - привязана. Достигнув
последнего последствия (в Swarqa - небе) своей деятельности,
которую он выполнял здесь, он является из того мира опять в
этот мир вследствие своей деятельности. Так тот, кто желает
(переходит из одного мира в другой)... Когда все желания,
живущие в сердце, покинуты навсегда, тогда смертный стано-
вится бессмертным' (Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7).
5) Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7.
6) Психология Древнего Востока ясно различает бессмертную
индивидуальность человека и его смертную личность. Все лич-
ное умирает вместе с человеком, но весь результат личных пе-
реживаний сохраняется в бессмертной индивидуальности и сос-
тавляет ее неприходящее содержание. Отсюда расширенное соз-
нание человека (в трансе), когда мысль его освобождается и
начинает действовать вне ограничений физического мозга. 'Се-
ял сам человек' - означает его бессмертную индивидуальность,
а не временную личность.
7) Махабхарата.