крест,
привез°нный из-под деревни Долгиново Вилейского района. Почти
двухметровой высоты, он выполнен в виде грубо обработанной
женской фигуры, у которой на уровне живота отображена такая же
условная крестоподобная фигура реб°нка. Хороший знаток камней,
автор книги 'Мауклiвыя сведкi мiнуушчыны' Э. Левков считает, что
это есть языческая скульптура женщины-матери.
С принятием христианства подобным же образом стали
выполнять образ Оранты, которую также показывают с реб°нком на
груди.
Образ матери и реб°нка характерен, как видно, для
художественного творчества всего мира, однако, у белорусов он
пользуется особой любовью и уваженим. Возможно, потому, что
трудолюбивый и мирный белорусский народ, который сам никогда и
ни на кого не нападал, не раз претерпевал вражеские нашествия,
несущие на белорусскую землю опустошение и смерть. Спасала
народ от окончательной гибели лишь способность женщины рожать
детей. Потому и славили наши предки женщину-мать, почитая е°
как образ и украшая е° стилизованным символом многие свои
изделия.
Образ Матери передавался нашими предками в тр°х вариантах:
в форме женской фигуры,
то же, но обрамл°нной гирляндою зв°зд и
схематично исполненного древа ('древа жизни').
Рис. 15.
Символ Матери
Рис. 16.
Фрагмент скатерти с символом Матери
Рис. 17.
Образ Матери в виде 'древа жизни'
Нередко образ сопровождался символами Солнца, Луны, Огня и
Ветра, что подч°ркивало их равнозначность главному образу.
Узор Матери вышивали на рушниках, в частности, когда
кормильца забирали на войну, для того, чтобы он вернулся
здоровым и невредимым.
Для наших предков существовала также сложная картина
взаимоотношений образа Матери и природных окружающих сил, т.е.
символами Луны и Предков, Перуна, Солнца и Огня, Бога Ветра
Стрибога.
Образ Матери символизировал любовь и милосердие.
Образ Оранты - Матери-Богини с вознес°нными руками - хорошо
известен в христианском искусстве. В тканых же и вышитых
изделиях народных мастериц Беларуси он достаточно условен,
схематичен, однако, столь же по-своему праздничный и
монументальный. Зачастую рядом с ним - образы, в которых
угадываются алтари, свечи и другие атрибуты жертвоприношения.
Можно думать, что долгое время христианская Мать-Оранта
'посещала' и языческие капища.
Рис. 18.
Рушник с символом Оранты. Шарковщинский район, Витебская
область
Распростран°нным в верованиях белорусов и их творчестве
является ещ° один образ Матери - Великой богини Матери-Земли,
которая, в свою очередь, проявляется в тр°х аспектах:
богиня Мать-Земля в зв°здах, т.е. на небе,
богиня Мать-Земля в Солнце и
богиня Мать Земля-Кормилица, т.е. нива.
Мать-Земля считалась наиглавнейшей на вс°м свете. И наши
предки всегда старались умилостивить е°, ей молились также о
возвращении здоровья.
Кроме всего прочего, Земля в народном понимании, означала и
просто ниву, которая кормит, надел, о котором всегда мечтал
крестьянин и с которым связывал собственное благосостояние. Все
народы во все времена воспринимали землю как основу жизни,
кормилицу, а что уж говорить о белорусе-земледельце!
Народная пословица полностью отражает это:
'Зямелька - матка наша, яна кормiць, поiць i адзявае нас'.
Одним из древнейших в пантеоне славянских богов является
образ Берегини. Берегиня так же, как и другие образы Матери
выражает в себе давние стремления народа иметь счастливую и
здоровую семью, обеспечить здоровье матери и реб°нка, отвести от
них несчастья и всякие хвори. По поверью, Берегиня заботится,
чтобы весною женщина не голодала, летом - чтоб не слегла от
тяжкого труда, осенью помогала ей при родах, а зимой обогревала и
заботилась о е° детях.
Издавна человека волновало и завораживало таинство
превращения холодной зимы с е° морозами и снегом в т°плую,
солнечную весну. Так или иначе, люди стали связывать эти
перемены с разъединением Солнца и Земли зимой и их сближением
весной. Эти процессы поэтично отображены в народных песнях.
Белорусские же мастерицы придумали, как отразить сближение
Солнца и Земли, в результате которого пробуждается и расцветает
природа, просто и доступно, языком орнамента. Солнце нашло свою
форму ромба с лучами-отростками. Богиня Мать-Земля была
выражена тем же ромбом, но с лучами-отростками, направленными
внутрь. А чтобы показать объединение Солнца и Земли, символ
Солнца помещался внутрь символа Земли. Они выполняются
разными цветами, например, белым и красным, и сплетаются