Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

крест,

привез°нный из-под деревни Долгиново Вилейского района. Почти

двухметровой высоты, он выполнен в виде грубо обработанной

женской фигуры, у которой на уровне живота отображена такая же

условная крестоподобная фигура реб°нка. Хороший знаток камней,

автор книги 'Мауклiвыя сведкi мiнуушчыны' Э. Левков считает, что

это есть языческая скульптура женщины-матери.

С принятием христианства подобным же образом стали

выполнять образ Оранты, которую также показывают с реб°нком на

груди.

Образ матери и реб°нка характерен, как видно, для

художественного творчества всего мира, однако, у белорусов он

пользуется особой любовью и уваженим. Возможно, потому, что

трудолюбивый и мирный белорусский народ, который сам никогда и

ни на кого не нападал, не раз претерпевал вражеские нашествия,

несущие на белорусскую землю опустошение и смерть. Спасала

народ от окончательной гибели лишь способность женщины рожать

детей. Потому и славили наши предки женщину-мать, почитая е°

как образ и украшая е° стилизованным символом многие свои

изделия.

Образ Матери передавался нашими предками в тр°х вариантах:

в форме женской фигуры,

то же, но обрамл°нной гирляндою зв°зд и

схематично исполненного древа ('древа жизни').

Рис. 15.

Символ Матери

Рис. 16.

Фрагмент скатерти с символом Матери

Рис. 17.

Образ Матери в виде 'древа жизни'

Нередко образ сопровождался символами Солнца, Луны, Огня и

Ветра, что подч°ркивало их равнозначность главному образу.

Узор Матери вышивали на рушниках, в частности, когда

кормильца забирали на войну, для того, чтобы он вернулся

здоровым и невредимым.

Для наших предков существовала также сложная картина

взаимоотношений образа Матери и природных окружающих сил, т.е.

символами Луны и Предков, Перуна, Солнца и Огня, Бога Ветра

Стрибога.

Образ Матери символизировал любовь и милосердие.

Образ Оранты - Матери-Богини с вознес°нными руками - хорошо

известен в христианском искусстве. В тканых же и вышитых

изделиях народных мастериц Беларуси он достаточно условен,

схематичен, однако, столь же по-своему праздничный и

монументальный. Зачастую рядом с ним - образы, в которых

угадываются алтари, свечи и другие атрибуты жертвоприношения.

Можно думать, что долгое время христианская Мать-Оранта

'посещала' и языческие капища.

Рис. 18.

Рушник с символом Оранты. Шарковщинский район, Витебская

область

Распростран°нным в верованиях белорусов и их творчестве

является ещ° один образ Матери - Великой богини Матери-Земли,

которая, в свою очередь, проявляется в тр°х аспектах:

богиня Мать-Земля в зв°здах, т.е. на небе,

богиня Мать-Земля в Солнце и

богиня Мать Земля-Кормилица, т.е. нива.

Мать-Земля считалась наиглавнейшей на вс°м свете. И наши

предки всегда старались умилостивить е°, ей молились также о

возвращении здоровья.

Кроме всего прочего, Земля в народном понимании, означала и

просто ниву, которая кормит, надел, о котором всегда мечтал

крестьянин и с которым связывал собственное благосостояние. Все

народы во все времена воспринимали землю как основу жизни,

кормилицу, а что уж говорить о белорусе-земледельце!

Народная пословица полностью отражает это:

'Зямелька - матка наша, яна кормiць, поiць i адзявае нас'.

Одним из древнейших в пантеоне славянских богов является

образ Берегини. Берегиня так же, как и другие образы Матери

выражает в себе давние стремления народа иметь счастливую и

здоровую семью, обеспечить здоровье матери и реб°нка, отвести от

них несчастья и всякие хвори. По поверью, Берегиня заботится,

чтобы весною женщина не голодала, летом - чтоб не слегла от

тяжкого труда, осенью помогала ей при родах, а зимой обогревала и

заботилась о е° детях.

Издавна человека волновало и завораживало таинство

превращения холодной зимы с е° морозами и снегом в т°плую,

солнечную весну. Так или иначе, люди стали связывать эти

перемены с разъединением Солнца и Земли зимой и их сближением

весной. Эти процессы поэтично отображены в народных песнях.

Белорусские же мастерицы придумали, как отразить сближение

Солнца и Земли, в результате которого пробуждается и расцветает

природа, просто и доступно, языком орнамента. Солнце нашло свою

форму ромба с лучами-отростками. Богиня Мать-Земля была

выражена тем же ромбом, но с лучами-отростками, направленными

внутрь. А чтобы показать объединение Солнца и Земли, символ

Солнца помещался внутрь символа Земли. Они выполняются

разными цветами, например, белым и красным, и сплетаются