- Гавриил
Воздух - Сильфы - Рафаил
Огонь - Саламандры - Михаил
Распростран°нная долгое время среди людей идея о том, что
невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней,
являются разумными созданиями, кажется невероятной для
прозаических умов сегодняшнего времени. Однако е° считали
правдоподобной многие выдающиеся умы, Сильфы Касия Кардана,
миланского философа, саламандры, которых видел Бенвенуто
Челлини, пан Св. Антония и маленький красный человечек, ил гном,
Наполеона Бонапарта занимают сво° место в Истории.
Рис. 9.
Маг, заклинающий стихийных духов
Маг, очертив вокруг себя круг, заклинает стихийных духов,
которые появляются из своих обиталищ. Из земли у него под ногами
возникают гномы, из воды - ундины, из огня - саламандры, и из
воздуха - крылатые сильфы. Странный, похожий на призрак демон
отвечает что-то магу.
В то время как человек составлен из многих материй (дух, душа,
ум и тело), соедин°нных в одно, стихийные духи имеют в себе
только один элемент, или принцип, именно эфир, из которого они
состоят и в котором они живут. Здесь следует иметь в виду, что под
эфиром подразумевается духовная сущность одного из четыр°х
элементов.
Природные духи не могут быть разрушены грубыми элементами,
такими, как материальный огонь, земля, воздух или вода, потому что
они функционируют на более высоком, чем земные субстанции,
колебательном уровне. Будучи составлены только из одного
элемента, или принципа (эфира, в котором они обитают), они не
обладают бессмертным духом и по смерти распадаются снова на
элементные составляющие, из которых они выделились. После
смерти не сохраняется индивидуального сознания, поскольку нет
более высокого вместилища для духа, которое бы сохраняло его.
Поскольку тела их сделаны из одной субстанции, они не
испытывают трения между частями своими, и следовательно, живут
большой век. Те, которые составлены из земного эфира, живут
меньше других, а те, которые состоят из воздушного эфира, живут
самое большое время. Средняя продолжительность их жизни
колеблется от тр°х сотен до тысячи лет. Считается также, что они
живут в условиях, подобных нашему земному окружению, и что
некоторые из них подвержены болезням. Полагают, что эти создания
не способны к духовному развитию, но большая часть из них имеет
высокую мораль.
Согласно Парацельсу, 'человек жив°т во внешних элементах, а
стихийные духи живут во внутренних элементах. Стихийные духи
имеют одежду и дома, манеры и привычки, язык и общественные
связи, и предводителя, аналогично королеве пч°л и вожакам в стадах
животных'.
Интересные описания и подтверждения существования
элементарных духов мы можем встретить в народных сказках и
преданиях, в том числе и не только славянских. В белорусской
традиции известными народу были такие существа, как лесовик,
домовик или по-белорусски 'хатнiк', водяной и русалки. С ними по
возможности желали завязать дружбу, дабы заручиться их
поддержкой, в особенности помощью и защитой хатника в доме, но
они также могли и приносить вред людям. Вс° зависело от
обстоятельств.
Древние философы, осознавая принцип разумности,
проявляющий себя в каждом явлении Природы, верили, что
качество естественного отбора, демонстрируемое созданиями, не
обладающими организованными умственными способностями,
является результатом деятельности самих природных духов.
Гномами назывались элементы, обитающие в истощ°нном теле
земли.
Точно так же, как много типов людей возникло через
объективные физические элементы Природы, много типов гномов
возникло через субъективное эфирное тело Природы. Эти земные
духи работают в элементах на колебательном уровне столь близко к
материальной земле, что они имеют колоссальную власть над
скалами и растениями, и даже над минеральными элементами в
животном и человеческом царствах.
Гномы собираются в коммуны и живут в той субстанции, с
которой они работают. С позиции язычников, каждый куст и цветок
имели свойственный его природе дух, который, в частности, в
большинстве случаев использовал физическое тело данного
растения как обиталище.
'Земля полна от глубин до поверхности Гномами, народом
маленького размера, хранителями сокровищ, минералов и
драгоценных камней. Они изобретательны, дружелюбны к людям и
легко управляемы'.
Аббат Виллар
Не все, однако, соглашаются с дружелюбием гномов. Многие
считают, что они хитрые и злобные создания, неуправляемые и
предательски настроенные. Существует, однако, единое