Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

веков спустя Фомой Аквинским.

Схема Дионисия состоит из девяти хоров Ангелов,

сгруппированных в три Иерархии. В нисходящем порядке, по мере

удаления от Бога, они расположены так:

Серафимы,

Херувимы,

Престолы,

Господства,

Силы,

Власти,

Начала,

Архангелы и

Ангелы.

Только последние два хора имеют контакт с людьми; именно

сюда входят все Ангелы библейского происхождения,

поименованные и безымянные.

Согласно Псевдо-Дионисию, каждое название в Иерархии

означает Божественную природу.

'Серафим', например, означает и 'те, которые жгут', и 'те,

которые греют'. Псевдо-Дионисий объясняет это тем, что серафимы

находятся в постоянном вращении вокруг Бога, и поэтому тепло,

которое они испускают, похоже на молнии.

'Херувим' означает 'полнота знаний' или 'излияние

мудрости'. Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и

способность понять и передать другим Божественное знание.

'Престолы', или 'многоглазые', указывает на их близость к

трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и сво° божественное

совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над

земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их

обязанность - распределять обязанности Ангелов.

'Силы' предполагают тв°рдость и непоколебимую отвагу во

всех деяниях. Известные как 'сияющие', или 'сверкающие', силы

ассоциируются с героическими поступками.

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и

наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они

обеспечивают равновесие вселенной.

Ангелы представляют чин, находящийся ближе всего к

человеку. Именно они выполняют роль хранителей и посланников, а

во главе их стоит Михаил, царь еврейского народа, который вед°т

всех Ангелов в их миссии хранителей народов. Согласно Дионисию,

Бог создал границы стран по количеству Ангелов.

Хотя нам на самом деле и не так уж вс° подробно известно об

иерархии Ангелов как в данной системе, так и в иных, и в том числе,

мы не находим подробного описания и назначения названных хоров

Ангельских.

Но опять же, у Дионисия, встречается ещ° некоторое описание,

или разъяснение, в соответствии с тремя иерархиями:

Первый порядок:

Ближайший к Богу

Серафимы - это 'волшебные духи', обычно изображаемые с

шестью крыльями и в языках пламени; они неустанно воспевают

Бога и управляют небесами; под предводительством Уриила.

Херувимы - изображаются с многоглазыми петушиными

перьями, что символизирует их вездесущность; возглавляются

Джофиилом.

Престолы - 'многоокие', представляются как огненные кол°са,

символизирующие Божественное величие; предводитель -

Джафкиил.

Второй порядок:

Состоит из священников-князей небесного двора

Господства - несут скипетр и шпагу, символизируя

Божественную власть над всеми созданиями; предводитель -

Задкиил.

Силы - 'сверкающие', или 'яркие', связаны с геройскими

делами; предводитель - Ханиил.

Власти - мешают падшим Ангелам завладеть миром и

удерживают вселенную в равновесии; предводитель - Рафаил.

Третий порядок:

Состоит из Ангелов-служителей

Начала - защитники князей второго порядка; Ангелы-хранители

городов, народов и правителей; предводитель - Камаил.

Архангелы - несут людям послания Бога и командуют

легионом Божьих Ангелов в непрестанной битве с 'сынами тьмы';

предводитель - Михаил.

Ангелы - небесные создания, наиболее близкие к людям;

посредники между Богом и смертными.

Согласно другому труду Дионисия, 'Иерархия Екклесиаста',

Ангельские порядки отражаются в структуре земной церкви и также

образуют континуум между Богом и верующими. Данная схема

удивительно напоминает гностическую систему Ангелов,

раскритикованную во 2-ом веке Святым Иринаусом; обе системы

могут отражать персидское ангеловедение, пропущенное через

библейскую и раввинскую литературу послеисходного иудаизма.

Ещ° по одному описанию:

Серафимы считаются Ангелами Любви, Света и Огня. Они

занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат

Богу, заботясь о Его престоле. Серафимы выражают свою любовь к

Богу постоянным пением хвалебных гимнов. Будучи ближайшими к

Богу созданиями, они также считаются 'огненными', поскольку они

объяты пламенем вечной любви.

Люцифер, как известно, вышел из ранга серафимов. Фактически,

Падший Князь считался Ангелом, который затмевал всех остальных,

пока не лишился Божьей