свое разлагающее влияние на вас, при каждом удобном случае 'вставляя палки в колеса'. Для того чтобы избежать этого, запомните раз и навсегда следующее правило. Важна не цель 'сама по себе', важен процесс, важно движение к цели. И если вы научитесь получать удовольствие от того, что вы делаете, (не важно, добились ли вы желаемого или нет), то никакие козни Импульсивного Существа вам уже не будут страшны.
Совершая каждое утро сложный комплекс гимнастических упражнений, выполняя после этого пятьдесят отжиманий и принимая холодный душ, я никогда не думаю о том, что делаю это в надежде сохранить здоровое, сильное, стройное тело до глубокой старости. Если бы я об этом думал, то вряд ли поднялся бы с постели одновременно со звонком будильника. Ну, а поднявшись, вряд ли спросонья стал бы так себя утруждать. Утреннюю зарядку я воспринимаю как профилактическую меру против возможных проявлений Импульсивного Существа. Выполнив упражнения, я осуществил первый пункт из составленного мною плана. Это моя первая за сегодня победа над Импульсивным Существом. И каждое преодоленное в течение дня 'не хочу' будет делать меня сильнее, а его заставит слабеть. Делая утреннюю зарядку, я знаю, что сегодня победа будет на моей стороне. И оно это знает не хуже меня.
Глава шестая
В юности, когда я начинал размышлять над тем, 'что Я такое?', в душу ко мне неизменно закрадывалось немое отчаяние. Как, должно быть, легко материалисту, - думал я, - полагающему, будто 'он', это его телесная оболочка. Или психологу, усматривающему сущность человеческой личности в потоке эмоционально-интеллектуальных переживаний. Гораздо труднее ответить на этот вопрос философу-идеалисту, мистику или теологу, но и они справляются с поставленной перед ними задачей, объявляя человеческое 'Эго' частицей Абсолютной Идеи или некой Божественной Искрой. Самое интересное, что любое из этих определений в какой-то мере отражает действительное положение вещей, но как всякое отражение, оно неизбежно искажает истину. Порою до неузнаваемости.
Теперь, когда времена воинствующего материализма отошли в прошлое, утверждение, согласно которому 'душа' и 'тело' - одно и то же, вряд ли кого сможет удовлетворить. И если 'обычный' человек, решая данный вопрос, вынужден ограничиваться спекулятивными рассуждениями, то люди, пережившие клиническую смерть или освоившие хотя бы самый простой метод астральной проекции, убеждаются в этом на опыте. Переживание, когда ты впервые видишь 'себя' со стороны, мирно спящим в постели или лежащим на реанимационном столе, коренным образом изменяет всю последующую жизнь. (Если у вас хватит сил и терпения освоить, приведенный во второй главе этой книги, метод проекции через сновидение, вы сможете удостовериться в этом лично).
В том, что мои эмоции и мой интеллект, (т.е., моя психика), далеко не мое 'Эго', я убедился благодаря медитации. Когда постепенно гаснут сначала ощущения физического тела, затем любые эмоциональные переживания и порождаемые разумом мысли или образы, и когда, несмотря на это, восприятие собственного 'Я' остается, (и даже многократно усиливается!), начинаешь понимать, что экспериментальная психология еще очень и очень молодая наука и что если отрицать полностью все ее достижения и выводы все-таки не стоит, принимать их нужно с большой осторожностью.
Так что же такое, в конце-то концов, это загадочное человеческое 'Я'?! Где оно скрывается и в чем заключена его сущность? Определения типа 'Божественной Искры' или 'Абсолютной Идеи' конечно прекрасны, но отвечают ли они на поставленный вопрос прямо, и не маскируют ли наше неведение под знание, вместо того, чтобы действительно рассеивать застилающий наши глаза туман?..
Размышляя самостоятельно, а не полагаясь слепо на преподносимые тебе 'готовые истины', нельзя не понять, что мир устроен гораздо сложнее, чем мы его себе представляем, и, вместе с тем, гораздо проще, чем его описывают лучшие умы человечества. Еще более поразительные вещи открываются тому, кто начинает постигать мир, опираясь не только на разум, но и на то 'интуитивное Чувство', которое у подавляющего большинства человеческих особей находится в дремлющем состоянии и которое открывается пытливому уму, подобно вспышке молнии, полностью переворачивая его представления о реальности. (В дзен-буддизме такое перерождение называется 'Сатори').
Но если разобраться в сущности 'Высшего Я' достаточно сложно, то понять, что