Роберто Ассаджиоли

Нервные заболевания при духовном росте

В других случаях причиной

болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или

потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее

болезнью.

Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между

сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере

бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания.

Страдания же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят

выраженно прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного

с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями.

Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно

реальными способами. При недугах первого рода врач должен помочь

больному вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему

необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства

страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок,

искаженного представления о реальности. Его задача - привести

человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к

полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей.

Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и

приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный

психосинтез.

Что касается второй группы недугов, то задача внутренней

гармонизации - лечения - состоит в том, что новые духовные энергии

были ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь

идет о духовном психосинтезе вокруг более высокого внутреннего центра.

Очевидно, что методы лечения, подходящие для больных первой

группы, непригодны и даже иногда вредны для пациента второго типа.

Врач, не понимающий проблемы последних, не знающий даже о возможностях

духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не облегчить

трудности. Такой врач способен обесценить или осмеять неуверенные еще

духовные стремления пациента, рассматривая их как пустые фантазии или,

в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью пациент придет к

выводу, что лучшее для него - ужесточить личностную защиту и полностью

игнорировать голос души. Но от этого его состояние только ухудшится,

борьба - обострится, освобождение - замедлится.

Напротив, врач, который сам идет по пути духовного развития или,

по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную

помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в

стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений,

утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей

реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и

теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его

страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении души. И

это явится сутью лечения.

Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути,

чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных

полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели

его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его

грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох

состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих

спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не

подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции,

то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он

обязательно выйдет из него.

На четвертой стадии, когда человек попадает в 'яму' на пути

восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она

разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл

его внутреннего переживания и то, как следует вести себя в данной

ситуации; во-вторых, показать, как человек может управлять глубинными

влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного, в-третьих, помочь

в преобразовании и использовании собственных психических энергий;

в-четвертых, научить овладевать входящим