смертью' наступает победное воскрешение, и с ним
кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление
и вознаграждает за все пережитое.
Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно
негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не
означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные
расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих
духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях,
внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на
этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий.
Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко
протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные
причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными
конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных
влечений с сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то
противодействием их собственным эгоистическим требованиям или
желаниям. Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их
аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы
убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит
восстановить внутреннюю гармонию и здоровье.
В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного
роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в
действительности - лишь временные реакции, как бы 'отходы'
органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению.
Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их
кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением.
Четвертое. Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой
возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и
верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее
путешествие. Предвидение победы - очень большая побудительная сила и
утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны
возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим
спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем
оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе
благость победившей и освобожденной души, которая сознательно
причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть
внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его,
совершенство, которое являет собой картина освобожденного
человечества, - новорожденного творения, полного божественного
ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой
переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили
слова святого Францизска Ассизского: 'В ожидании блаженства - любая
мука - наслаждение...'
Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину, где
люди 'трудятся в поте лица'. Если взглянуть на проблему с точки зрения
медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе.
Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам
духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже
неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно
различны и в определенном смысле даже противоположны. Соответственно и
лечение их должно быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют,
как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к
той внутренней и внешней адаптации, которой требует нормальное
развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от
эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом
состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их
представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает
собственной доброй воли справляться с трудностями обычной семейной
или социальной жизни. Сами того не осознавая, они ищут в бегстве в