Роберто Ассаджиоли

Нервные заболевания при духовном росте

этой ситуации, они могут оказать ему важную

помощь, избавить его от лишних страданий. Речь идет лишь о некотором

переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не

достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна

пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.

В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины, в

которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше

время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед

семьей и обществом, профессиональные обязанности - так, как если бы в

его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему

задача очень трудна.

Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами,

которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не

прерывая движения поездов ни на один час.

Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие

нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница,

подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие

тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим

симптомам. Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего

распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную

психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием

лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на

душевно-духовные корни недуга. Иногда эти расстройства происходят от

перегрузки - от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить

духовное развитие. Следствием таких усилий становится не

трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней

борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком

ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что

работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными

энергиями. Их же личностная задача - призвать к себе эти силы через

внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние души,

стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа.

Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать

развертывания духовного действия в душе.

Другая, в некотором смысле, противоположная трудность -

справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная

энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней

лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив,

слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в

деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает

внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит

проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует

научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая,

использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.

Темная ночь души.


Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий,

последний его этап нередко сопровождается сильными

страданиями и внутренней омрачённостью. Христианские мистики называли

это состояние 'темная ночь души'. Внешне оно напоминает болезнь,

которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее

признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния;

выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение -

совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности

ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по

отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут

появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не

достигая, однако, напряженности 'темной ночи души'.

Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни

казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет

духовные причины и глубокое духовное значение.

Вслед за этим так называемым 'мистическим распятием' или

'мистической