этой ситуации, они могут оказать ему важную
помощь, избавить его от лишних страданий. Речь идет лишь о некотором
переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не
достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна
пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.
В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины, в
которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше
время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед
семьей и обществом, профессиональные обязанности - так, как если бы в
его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему
задача очень трудна.
Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами,
которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не
прерывая движения поездов ни на один час.
Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие
нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница,
подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие
тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим
симптомам. Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего
распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную
психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием
лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на
душевно-духовные корни недуга. Иногда эти расстройства происходят от
перегрузки - от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить
духовное развитие. Следствием таких усилий становится не
трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней
борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком
ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что
работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными
энергиями. Их же личностная задача - призвать к себе эти силы через
внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние души,
стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа.
Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать
развертывания духовного действия в душе.
Другая, в некотором смысле, противоположная трудность -
справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная
энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней
лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив,
слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в
деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает
внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит
проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует
научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая,
использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности.
Темная ночь души.
Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий,
последний его этап нередко сопровождается сильными
страданиями и внутренней омрачённостью. Христианские мистики называли
это состояние 'темная ночь души'. Внешне оно напоминает болезнь,
которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее
признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния;
выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение -
совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности
ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по
отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут
появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не
достигая, однако, напряженности 'темной ночи души'.
Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни
казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет
духовные причины и глубокое духовное значение.
Вслед за этим так называемым 'мистическим распятием' или