обычный человек опирается, не задумываясь, на безусловную реальность обыденной жизни. Он крепко держится за земные блага, которые
имеют для него позитивную ценность. Таким образом, земное
существование практически является для него самоцелью. Даже если он верит
при этом в будущий рай, вера его является чисто теоретической и академической. Да и попасть в этот 'рай' он будет стремиться как можно позже.
Тем не менее может случиться, и время от времени это случается,
что этот 'обычный' человек претерпевает в своей душевной жизни
внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда
эта трансформация наступает в результате многих разочарований, а
нередко и сильного душевного потрясения, например, вследствие потери
близкого человека. Однако порой она протекает без внешних причин:
среди полного благополучия и благоволения судьбы возникает
неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней
пустоты. Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того,
что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно приходит
чувство нереальности, суетности будничной жизни. Личные интересы,
которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как бы
блекнут и теряют свою важность и ценность. На передний план
пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни,
о причинах явлений, которые прежде воспринимались как сами собой
разумеющиеся - он размышляет об истоках собственного и чужого
страдания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении
и цели человеческого существования.
На этом этапе нередки заблуждения. Многие, не понимая смысла
этого нового состояния души, рассматривают его как нагромождение
причуд и болезненных фантазий, поскольку оно очень мучительно,
всячески стараются его подавить. Боясь 'сойти с ума', они делают все
возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая,
как им кажется, грозит от них ускользнуть. В ходе этой борьбы
некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут
новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем им удается
приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться
от него совсем. Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа,
растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время, иногда даже
через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания.
Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота
- еще невыносимее. Человек чувствует себя уничтоженным, все, из чего
состояла его прежняя жизнь, кажется сном, опадает, как пустая
оболочка. В то же время новый смысл еще не появился, и порой человек
не просто ничего не знает о нем, но даже не подозревает о возможности
его существования.
Часто к этому страданию добавляется еще моральный кризис,
пробуждается и углубляется этическое сознание, человек терзается
тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит
себя и впадает в полное уныние.
Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о
самоубийстве, прекращение своего физического существования кажется
логическим разрешением внутреннего краха.
Отметим, что это лишь общая схема протекания подобных
переживаний. В действительности здесь возможны различные
индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии
другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительных
этапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, у
четвертых основную роль играет моральный кризис. Эти проявления
духовного перелома очень похожи на определенные симптомы при
неврастении или психастении. В частности, одним из симптомов
психастении является не что иное, как утрата функционирования в
реальности, другим - деперсонализация. Сходство духовного кризиса с
указанными заболеваниями усиливается еще и тем, что он вызывает те же