заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста
- контролируемый, если мы стремимся приобщиться к Миру Божьему и
опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким.
Ловушки и подмены одного мира другим рассмотрены Ассаджиоли
довольно подробно, но есть одна важная проблема, которой он не
касается вовсе или затрагивает ее лишь в общеэнергетическом плане. Это
проблема Учителя. Именно Великий Учитель, понимаемый и как Высшая
Индивидуальность, и как Высшая Вибрация, помогает нам одолеть многие
опасности на путях Духа, особенно при первых шагах.
Великий Учитель, если наше сердце устремлено к Нему постоянно, -
гарант нашего духовного продвижения, охранная грамота от нежелательных
вторжений из Тонкого мира, от атак бесов, говоря христианским языком.
Он же всегда может послать нам волну психической энергии, когда мы
чувствуем опасный ее отток.
С этими небольшими замечаниями можно рекомендовать работу Роберто
Ассаджиоли массовому читателю.
Духовное развитие человека - это длительный процесс; это
путешествие по чудесным странам, богатое не только удивительными
событиями, но и препятствиями, опасностями. Оно связано с процессами
глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждения
многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до
немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние
пространства. Поэтому не удивительно, что столь важные изменения
проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с
нервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычном
клиническом наблюдении их легко спутать с расстройствами,
происходящими от совсем иных причин. Между тем расстройства, о которых
мы говорим, имеют совершенно особый смысл, они требуют иной оценки и
лечения. В наши дни эти расстройства, вызванные духовными причинами,
встречаются все чаще. Появляется все больше людей, сознательно или
бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. Кроме того,
духовное развитие современного человека в силу его большей
разносторонности, и особенно вследствие сопротивления, вызванного его
критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом,
чем в прежние времена. Поэтому целесообразно дать обзор нервных и
психических расстройств, которые могут возникать на различных этапах
духовного развития, и показать наиболее действенные методы их
преодоления.
На пути к достижению полного духовного сознания человек может
проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие
духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады
вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного
пробуждения и, наконец, 'темная ночь души'. Рассмотрим их по порядку.
Кризисы, предшествующие духовному пробуждению.
Чтобы правильно оценить смысл странных внутренних переживаний, выступающих предвестниками душевного пробуждения, мы скажем несколько
слов о психике среднего человека. Его как бы несет течением жизни.
Он принимает жизнь такой, какой она приходит, не задаваясь вопросами о ее
смысле, ценности и целях. Для человека с низким уровнем духовного
развития все сводится к осуществлению личных желаний, например, он
стремится к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия.
Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет свои
личные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей,
почтение к которым заложено в него воспитанием. При этом он не
задумывается над тем, откуда взялись эти обязанности, как они
соотносятся между собой и т.д. Он может считать себя верующим, однако
его религиозность будет поверхностной и стереотипной. Чтобы жить со
спокойной совестью, ему достаточно формально выполнять предписания
своей церкви и участвовать в установленных обрядах.