Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

как я надеюсь с

помощью Божией иметь успех во многом, а особенно в том, что касается

инквизиции, если судить по тому, что произошло на этом совещании, на мой

взгляд очень полезном для душ инквизиторов и узников, а также для моей, с

помощью Божией.

Пятый возникший вопрос состоял в следующем: необходимо определить, что

такое ересь, чтобы знать, за что осуждать, так как многие из инквизиторов,

хотя судили еретиков, не знают этого, потому что обычно они - канонисты.

Рассуждение об этом вопросе принадлежит богословам, которые рассмотрят, что

надо делать. Не было намерением ни папы, ни короля, чтобы исполнение этой

службы сводилось к осуждению за ересь тех, кто не был еретиком; в их

намерение входило через вразумление несведущих способствовать тому, чтобы

они не впадали в ересь. Если встретятся упорствующие в своих заблуждениях,

желающие отступить, и, будучи вразумляемы, не удалятся от заблуждений, пусть

они будут осуждены и наказаны по всей строгости закона и со всей

решительностью, как сказал король Пруденциан. Мне понравилось, что почти все

инквизиторы, присутствовавшие на совещании, изменились и дали понять этим

изменением, что они раньше поступали так только по принятым на себя

обязанностям. Тогда я сказал им (говорит король Пруденциан): пусть прошлое

исправится наилучшим образом, хотя во многом нет уже средства для

исправления; пусть отныне действуют с большим человеколюбием и

осмотрительностью - для славы Божией и для спасения душ, потому что теперь

после того, как нам стало все известно, на нас ляжет большая вина, и надо

опасаться наказания от Бога в этой жизни и в будущей, наказания вечными

муками тех, кто не исправится, пока есть время.

Шестой вопрос на этом совещании был: канонистом или богословом должен

быть инквизитор? Все согласно решили, что из двух инквизиторов один должен

быть канонистом, а другой богословом; из трех - двое богословами, а один

канонистом, - так как для того, чтобы определить, является ли проступок

ересью, нужен богослов, а канонист необходим для устройства процесса. Только

пусть донос принимается в присутствии богослова, так как он увидит, ересь ли

то, что донесено, или нет. Если это ересь, пусть принимают показание; если

же нет, пусть не заботятся об этом и сообщат доносчику правду, что

показанное им о ком-либо не есть ересь. Если нет и греха, надо растолковать:

то, что они желают сообщить, не только не ересь, но и не грех. Если есть

грех, пусть им скажут, что это грех, а не ересь, и по исповеди духовнику он

(как и прочие грехи) будет прощен Богом. Когда будут принимать признание

обвиняемого в ереси, пусть это происходит в присутствии богослова, потому

что он сумеет расспросить, чтобы узнать правду, еретик ли он или нет, а

канонист этого не сумеет, так как это не его специальность. Когда

понадобится осмотреть землю его округа, пусть едет богослов, так как он

сумеет в посещаемых местностях определить, содержат ли заблуждения, на

которые поступил донос, ересь или нет, и сможет приложить необходимые силы

для избавления малосведущих людей от заблуждений и ложных мнений. Если в

отсутствии инквизитора-богослова придут какие-нибудь доносчики, пусть

позовут богослова и при нем примут показания доносчиков, и он поступит так,

как поступил бы инквизитор-богослов. Побеседовав немного с богословом,

инквизитор-канонист будет осведомлен, что такое ересь и что такое грех.

Затем канонист будет в состоянии действовать так же, как богослов, если

только не встретится что-либо необычное. Решили, что в инквизиции больше

нужны богословы, чем канонисты, чтобы знать разницу между ересью и грехом;

пока этого нет, для вынесения приговора в процессах пусть их рассматривают

не только инквизиторы, но и несколько адвокатов, чтобы избежать ошибки

канонистов.

Поднят был седьмой вопрос: допустимо ли чувствовать неприязнь к

обращенным и лишать их должностей и санов, потому что они происходят от

поколения евреев? В этом вопросе было много разногласий, так как некоторые

из присутствовавших не желали разговаривать об этом предмете, потому что,

по-видимому, были враждебно настроены по отношению к людям этого

происхождения. Но в моем присутствии (сказал король Пруденциан) не

осмелились высказать словами свое настроение, и