виде вели
судопроизводство против еретиков в течение многих лет. Наконец большинство
главных из них сожгли, других примирили, и таким образом почти не осталось
значительных лиц; оставшиеся, потеряв свое имущество, обеднели, лишились
влияния и стали малозначащими. При увеличении злобы плохих христиан и при
желании отомстить тому, на кого они были сердиты, и погубить их честь, жизнь
и имущество, они соединялись по трое и по четверо и пускали клевету в ереси
против того, кому желали зла, хотя бы он был дворянин (hidalgo) или
старинный христианин; так как никто не знал, кто дал показания, то нельзя
было и защитить себя; всякий говорил наобум, - и по этой причине многие
умерли безвинно. Было известно, что дети сожженных за ересь, опозоренных и
лишенных имущества погибали и исчезали в бесчестии и бедности. Правда стала
известной через некоторых, перед смертью сознававшихся, что они оклеветали
такого-то, сожженного из-за их показания, и называли других, которые вместе
с ними лжесвидетельствовали. Другие, чтобы не попадать в свидетели,
предлагали деньги иным лицам, чтобы те давали показания, и советовали им не
обнаруживать своей личности в показаниях, чтобы не узнали, что они
лжесвидетельствуют, так как это обойдется им недешево. Когда становилось
известным, что все или большинство свидетелей умерли, нельзя было изобличить
ложь, как потому, что ее не знали дети осужденного, так и потому, что если
они даже и знали ее, то они были так бедны и унижены, что им нечего было
есть, и поэтому не могли они возбудить и вести процесс в инквизиции и против
инквизиторов; по-видимому, они упрекают инквизиторов как несправедливых и
жестоких, поскольку они осуждали человека без вины с его стороны, хотя в
осуждении по показаниям свидетелей они действовали согласно закону,
сообразно с показаниями свидетелей, которые, как они полагали, говорили
правду. В результате люди получали ущерб, бесчестие и потерю имущества.
Некоторые (лица уважаемые и богатые), занимавшиеся своими делами,
удостоверили, что их отцы, предки и родственники пострадали безвинно, и
восстановили репутацию умершего, сожженного за ересь, и его опозоренных
детей и внуков, и другие последствия, проистекавшие из осуждения
потерпевшего. Весь этот ущерб и разные бедствия происходят от незнания
свидетелей: если бы были известны приносящие ложную присягу и те, кто дал
ложное показание, то можно было бы исследовать истину до мельчайшего пункта
и наказать бы лжесвидетелей. Тогда не стали бы рисковать, совершая такую
подлость; если бы даже не боялись Бога и осуждения своих душ, то, по крайней
мере, устрашились бы телесного наказания, которому они могли подвергнуться
при обнаружении правды, при этом им простились бы - и простятся впредь -
многие оскорбления Бога, и многие смертные грехи и клятвопреступления, и
осуждения многих, которые пострадали безвинно из-за лжесвидетельства, и
прекратили бы говорить плохие христиане: благословен Бог за то, что дал нам
способ отомстить евреям и нашим врагам так, что это остается неизвестным и
не может быть узнано.
Было еще очень большое неудобство в том, что многие служившие в
инквизиции считали себя земными богами и творили что хотели, так как не было
никого, кто бы им препятствовал или отважился бы выступать против них. Если
кто скажет, что, по его мнению, они нехорошо ведут дела святой инквизиции,
они заявят, что он дурно отзывался об инквизиции, и возбудят против него
процесс, как против еретика (говорит король Пруденциан), и судят его за то,
что он утверждал, будто они ведут дела инквизиции не так, как должно
согласно закону, и наказывают его по своему произволу. Отсюда возникал страх
и у слабых и у сильных, так что не было никого, кто, видя какую-либо ошибку
инквизиторов или их чиновников, как бы они ни были велики, осмелился бы
сказать это, хотя многие это думали, чтобы не сочли их за еретиков и не
взяли бы в инквизицию, и не начали бы против них процесса. Так как все
велось секретно, из тысячи несправедливостей нельзя было знать десятка. Хотя
совет инквизиции намеревался устранить их, он мало преуспел в этом, так как,
не зная того, что делается секретно, нельзя знать и нанесенных обид, пока не
применят средств с целью прекратить жалобы на дела, так как неизвестен ущерб
и его причина, а многие, хотя знают