57 Тот же апостол пишет своему ученику Титу, епископу Крита, что он
должен увещевать еретиков дважды до их отлучения.
60 Св. Павел, преданный суду как враг религии, требует, чтобы доносчики
и свидетели лично явились перед ним для удостоверения фактов, в которых он
обвиняется.
107 Св. Игнатий, епископ и патриарх Антиохии, пишет о том, как надо
поступать с еретиками. - См. главу I.
120 Кастор Агриппа учит, каково должно быть поведение Церкви
относительно еретиков. - См. главу I.
145 Беседы Родона с Апеллесом, еретиком и учеником Маркиона, для его
убеждения.
160 Св. Ириней, епископ Лиона, пишет о том, как следует обращаться с
еретиками.
186 Беседы православных богословов с ересиархом Феодо-том Византийским
для убеждения его, без мысли о его наказании.
190 Около этого года греческая Библия, переведенная еретиком
Феодотионом Эфесским, принята правоверными епископами.
190 Св. Климент, епископ, патриарх Александрии [219], пишет о способе
поведения в отношении еретиков.
200 В эту пору Тертулиан, священник африканской Церкви, заявляет, что
принудительные средства для принятия религии противоречат воле Божией. До
этого года св. Дионисий, епископ Коринфа, наметил поведение, которого
следует держаться с еретиками.
207 Тертулиан пишет о способе поведения с еретиками.
231 Ориген рассуждает об этом же предмете. Он беседует с ересиархом
Бериллом, епископом Бокары, для его убеждения. Другая беседа с
арабами-материалистами.
235 Еретик Аммоний обращен после нескольких бесед на Александрийском
соборе.
250 Около этого года св. Киприан, епископ Карфагена, примас Африки,
изъясняет евангельскую притчу о плевелах, показывая, что Бог предоставил
себе наказание греха ереси и что люди противоречат воле Божией, наказывая
мирных еретиков.
Около этого времени еретики Василид, епископ Асторги, и Марциал,
епископ Мериды, примирены с Церковью, только лишившись своих кафедр.
260 Св. Юстин, философ [220], пишет о способе поведения в отношении
еретиков. Он беседует с ересиархом Трифоном для его убеждения.
266 Павел Самосатский, епископ, патриарх Антиохии, отрекается от ереси
на соборе.
272 Он оговорен на другом соборе как еретик-рецидивист. Павел не желал
покидать епископского дома; восточные епископы обратились к императору
Аврелиану [221]. Тот заявил, что он повелит то, что будет предложено
епископом Рима. Папа св. Феликс I подтверждает решение собора, и император
велит его исполнить.
280 Беседы Архелая, епископа Каскары [222], в Месопотамии, с Манесом,
главою еретиков-манихеев, для его убеждения.
295 Беседа папы св. Кая с Проклом в Риме для обращения этого еретика.
296 Диоклетиан и Максимилиан опубликовывают закон, присуждающий вождей
манихеев к сожжению, а других сектантов к разным казням.
300 Перед этим годом православные, писавшие апологии для прекращения
гонений, поддерживают учение, что несправедливо карать по делу религии, если
инакомыслящие не возмущали общественного порядка. - См. главу I, статью 1.
303 Эльвирский собор декретирует, что кающиеся еретики будут примирены
только через каноническое покаяние, и присуждает доносчиков к отлучению, не
оставляя надежды на причастие, даже при смерти.
313 После этого года, со времени обращения императора Константина и
смут донатистов и ариан, правоверные епископы стараются убедить этого
государя и его преемников, что полезно установить карательные законы против
еретиков и обращаться с ними, как с врагами порядка и общественного блага.
320 Лактанций утверждает в своем труде Божественные установления, что
принудительные средства для принятия религиозной доктрины противоречат
самому характеру религии, которая теряет свое свойство, переставая быть
добровольной.
332 Император Феодосии [223] публикует против манихеев закон, карающий
их смертной казнью и конфискацией их имущества и обязывающий префектов
претории учредить инквизиторов и доносчиков для открытия тех, которые будут
скрываться.
342 С этого года св. Афанасий, епископ Александрии, преподает то же
учение, что и Лактанций, и показывает, что Иисус Христос желал обращать
людей только убеждением и что всякое другое средство наносит ущерб самой
религии.
360 После этого года св. Иларий, епископ Пуатье, излагает