Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

57 Тот же апостол пишет своему ученику Титу, епископу Крита, что он

должен увещевать еретиков дважды до их отлучения.

60 Св. Павел, преданный суду как враг религии, требует, чтобы доносчики

и свидетели лично явились перед ним для удостоверения фактов, в которых он

обвиняется.

107 Св. Игнатий, епископ и патриарх Антиохии, пишет о том, как надо

поступать с еретиками. - См. главу I.

120 Кастор Агриппа учит, каково должно быть поведение Церкви

относительно еретиков. - См. главу I.

145 Беседы Родона с Апеллесом, еретиком и учеником Маркиона, для его

убеждения.

160 Св. Ириней, епископ Лиона, пишет о том, как следует обращаться с

еретиками.

186 Беседы православных богословов с ересиархом Феодо-том Византийским

для убеждения его, без мысли о его наказании.

190 Около этого года греческая Библия, переведенная еретиком

Феодотионом Эфесским, принята правоверными епископами.

190 Св. Климент, епископ, патриарх Александрии [219], пишет о способе

поведения в отношении еретиков.

200 В эту пору Тертулиан, священник африканской Церкви, заявляет, что

принудительные средства для принятия религии противоречат воле Божией. До

этого года св. Дионисий, епископ Коринфа, наметил поведение, которого

следует держаться с еретиками.

207 Тертулиан пишет о способе поведения с еретиками.

231 Ориген рассуждает об этом же предмете. Он беседует с ересиархом

Бериллом, епископом Бокары, для его убеждения. Другая беседа с

арабами-материалистами.

235 Еретик Аммоний обращен после нескольких бесед на Александрийском

соборе.

250 Около этого года св. Киприан, епископ Карфагена, примас Африки,

изъясняет евангельскую притчу о плевелах, показывая, что Бог предоставил

себе наказание греха ереси и что люди противоречат воле Божией, наказывая

мирных еретиков.

Около этого времени еретики Василид, епископ Асторги, и Марциал,

епископ Мериды, примирены с Церковью, только лишившись своих кафедр.

260 Св. Юстин, философ [220], пишет о способе поведения в отношении

еретиков. Он беседует с ересиархом Трифоном для его убеждения.

266 Павел Самосатский, епископ, патриарх Антиохии, отрекается от ереси

на соборе.

272 Он оговорен на другом соборе как еретик-рецидивист. Павел не желал

покидать епископского дома; восточные епископы обратились к императору

Аврелиану [221]. Тот заявил, что он повелит то, что будет предложено

епископом Рима. Папа св. Феликс I подтверждает решение собора, и император

велит его исполнить.

280 Беседы Архелая, епископа Каскары [222], в Месопотамии, с Манесом,

главою еретиков-манихеев, для его убеждения.

295 Беседа папы св. Кая с Проклом в Риме для обращения этого еретика.

296 Диоклетиан и Максимилиан опубликовывают закон, присуждающий вождей

манихеев к сожжению, а других сектантов к разным казням.

300 Перед этим годом православные, писавшие апологии для прекращения

гонений, поддерживают учение, что несправедливо карать по делу религии, если

инакомыслящие не возмущали общественного порядка. - См. главу I, статью 1.

303 Эльвирский собор декретирует, что кающиеся еретики будут примирены

только через каноническое покаяние, и присуждает доносчиков к отлучению, не

оставляя надежды на причастие, даже при смерти.

313 После этого года, со времени обращения императора Константина и

смут донатистов и ариан, правоверные епископы стараются убедить этого

государя и его преемников, что полезно установить карательные законы против

еретиков и обращаться с ними, как с врагами порядка и общественного блага.

320 Лактанций утверждает в своем труде Божественные установления, что

принудительные средства для принятия религиозной доктрины противоречат

самому характеру религии, которая теряет свое свойство, переставая быть

добровольной.

332 Император Феодосии [223] публикует против манихеев закон, карающий

их смертной казнью и конфискацией их имущества и обязывающий префектов

претории учредить инквизиторов и доносчиков для открытия тех, которые будут

скрываться.

342 С этого года св. Афанасий, епископ Александрии, преподает то же

учение, что и Лактанций, и показывает, что Иисус Христос желал обращать

людей только убеждением и что всякое другое средство наносит ущерб самой

религии.

360 После этого года св. Иларий, епископ Пуатье, излагает