Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

II число жертв было гораздо более

значительно, судя по заметкам, которые мне доставили трибуналы Толедо и

Сарагосы, где число осужденных почти совпадает с числом жертв в других

трибуналах.

Если бы я присоединил к числу жертв инквизиции полуострова всех

несчастных, которые были осуждены трибуналами Мексики, Лимы и Картахены

Американской, Сицилии, Орана, Мальты и морских галер, количество их было бы

поистине неисчислимо. Было бы совсем другое дело, если бы мы считали

жертвами святого трибунала (на что мы имели бы право) все души, обреченные

на бедствия вследствие насильственных попыток ввести инквизицию в Неаполе,

Милане и Фландрии, так как все эти страны были подчинены испанскому

господству и, следовательно, влиянию испанских аутодафе. Сколько можно бы

еще счесть жертв, умерших от болезней, причиненных несчастием позора,

которым были заклеймены их родственники! Невозможно определить меру стольких

несчастий и бед.

Глава XLVII

КРАТКИЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ,

ИЗЛОЖЕННЫХ В ЭТОЙ ИСТОРИИ

Почти бесконечное число деталей, содержащихся в этом труде, заставляет

меня опасаться, что от этого произойдет какая-то путаница в уме моих

читателей. Я сначала предполагал держаться хронологического порядка в

расположении материала - и в общем я был верен этому первому плану. Однако

для большей пользы от моего труда мне приходилось несколько раз при

изложении истории первых времен инквизиции вводить рассказ о некоторых

процессах, принадлежащих более поздним эпохам, чтобы лучше обрисовать

положение или цель, которую я имел в виду; точно так же, передавая процессы

нашего времени, я цитировал или припоминал более ранние. То же случалось при

указании на римские буллы или бреве, законы королевства и грамоты главных

инквизиторов или верховного совета.

Лица, имеющие привычку собирать многочисленные коллекции фактических

документов, предназначенных для облечения в форму исторического

исследования, не удивятся, что составление вполне оригинального труда,

материалы коего рассеяны во множестве различных неизданных документов,

ставило иногда автора в необходимость удаляться от плана. Достаточно окинуть

взором список рукописей, в которых я почерпал свои материалы, чтобы признать

правоту моих слов.

Но если особенный характер этой Истории, то есть множество лиц,

процессов, городов, трибуналов и указов, о которых мне приходилось говорить,

обязывал меня сливать одни эпохи с другими, то тот же мотив дал мне

почувствовать необходимость краткого хронологического перечня, основанного

на последовательном изложении и пригодного не только для запоминания

читателями наиболее существенных фактов, содержащихся в четырех томах, но и

для представления их в таком выгодном освещении, чтобы каждый, окончив

целиком их чтение, составил себе о них совершенно ясное представление.

Наконец, этот краткий хронологический перечень предоставит для всех моих

читателей легкое и удобное средство найти отдельный факт этой Истории,

который обратит на себя его исключительное внимание или возбудит его

любопытство.

Годы

31 В этот год и два следующих Иисус Христос показывает притчами,

деяниями и весьма ясно выраженным учением, что кара за грех ереси не

является делом людей; что она предоставляется Богу в день общего Суда; в

частности, что сожжение противоположно духу христианской религии.

32 Апостолы просили, чтобы раскольники Самарии были наказаны огнем,

потому что они не желали принять Иисуса Христа в свой город. Господь показал

им, что это противоречит духу Евангелия.

34 В этот год и в следующие апостолы и другие ученики Иисуса Христа

проповедуют то же учение и поступают согласно его принципам, ограничивая суд

над еретиками отлучением после двукратного или троекратного увещания.

52 Св. Петр вел себя относительно христиан, обращенных из

идолопоклонников, противореча истине евангельской, по выражению св. Павла.

Тот укорил его за это, но не отлучил.

56 Св. Павел ославлен как еретик среди иерусалимских христиан,

обращенных из иудеев, и апостолы своим примером показывают, как должно

обращаться с оговоренными в качестве заподозренных, мирно расспрашивая св.

Павла и указывая ему, что надо сделать.