образом,
только через некоторое время мог установиться порядок. Эти обстоятельства,
взятые вместе, обязывают меня основать мой расчет на комбинации данных,
которые я нахожу в реестрах и других бумагах святого трибунала.
Мариана в своей Истории Испании сообщает нам, что в 1481 году
инквизиторы Севильи присудили к релаксации, то есть к сожжению, живьем, две
тысячи человек; столько же умерших или бежавших было сожжено фигурально;
число примиренных с Церковью равнялось семнадцати тысячам. Доказано, что
присуждение последних сопровождалось крайне суровыми епитимьями и
наказаниями, позором, более или менее продолжительным заключением в тюрьме и
почти всегда в эту эпоху полной конфискацией имущества осужденных.
Аутодафе этого времени в Сарагосе и в Толедо, как я заметил, заставляют
меня думать, что каждый трибунал инквизиции справлял их, по крайней мере,
четыре раза в год, потому что при невероятном увеличении числа оговоренных
судьи были принуждены быстро заканчивать процессы, чтобы принимать новых
узников, которых во множестве приводили в их тюрьмы, и сделать надзор за
ними и питание их более удобными и менее обременительными.
Провинциальные трибуналы организовались постепенно. Трибунал Севильи
был основан первым. В 1483 году основались трибуналы Кордовы, Хаэна и
Толедо. В 1485 году инквизиция была учреждена в Эстремадуре, Вальядолиде,
Калаоре, Мурсии, Куэнсе, Сарагосе и Валенсии. Она проникла в 1487 году в
Барселону и на Майорку, в Гранаду при Карле V и при Филиппе И. Она была
принята в Мадриде при Филиппе V, хотя в этом городе давно уже был инквизитор
из толедского трибунала. Я не говорю здесь о трибуналах Мексики, Лимы,
Картахены Американской, Сицилии и Сардинии, потому что, хотя они были
подчинены главному инквизитору Испании и верховному совету инквизиции, я в
состоянии установить расчет только для трибуналов полуострова и мало
удаленных от него островов.
Андреа Бернальдес, историк, современный этим событиям и очень
пристрастный к новому учреждению, в качестве раз-даятеля милостыни при
главном инквизиторе, сообщает в своей неизданной истории католических
королей, что с 1482 по 1489 год включительно в Севилье было сожжено более
семисот человек и более пяти тысяч подверглось разным епитимийным
наказаниям. Он не говорит об осужденных, изображения коих были преданы
пламени. В 1481 году их число равнялось числу сожженных. Однако я предположу
только половину их, чтобы заслужить больше доверия, избегая всякого
преувеличения, хотя их число обыкновенно бывало гораздо значительнее. Итак,
я могу удостоверить, что в этот период ежегодно в Севилье было восемьдесят
восемь человек сожжено живьем, сорок четыре в изображении и шестьсот
двадцать пять было присуждено к епитимьям, что составляет итог в семьсот
пятьдесят семь жертв. Можно приложить тот же расчет к каждому из основанных
уже провинциальных трибуналов.
В замке Триана в Севилье, отданном инквизиционному трибуналу, помещена
была в 1524 году надпись, которая доказывает, что с 1492 года (со времени
изгнания евреев из Испанского королевства) до этого года трибуналом было
сожжено около тысячи человек и более. двадцати тысяч подвергнуто епитимьям.
Я предположу, что только тысяча человек была сожжена живьем, а пятьсот
фигурально. На этом основании расчет для каждого года тридцатидвухлетнего
периода, обозначенного в надписи, даст тридцать два человека в год сожженных
живьем, шестнадцать в изображении и шестьсот двадцать пять подвергшихся
епитимьям; в итоге - шестьсот семьдесят три жертвы. Я мог бы с полным
основанием допустить подобный результат для всех других инквизиций
королевства, но я предпочитаю ограничиться половиной этой итоговой цифры,
так как можно предположить, что активная торговля, которая велась тогда в
Севильском королевстве, привлекла в эту местность большое число семейств
еврейского происхождения.
По отношению к трем годам - 1490, 1491 и 1492, - которые протекли между
теми, о которых говорит Бернальдес, и периодом трианской надписи, я мог бы
вести расчет согласно восьми годам, описанным этим автором. Я предпочитаю,
однако, взять за основание расчет тридцати двух лет, за которыми следовала
надпись, единственно потому, что этот результат представляет меньше жертв.
Таковы основания,