Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

того,

прочтет, что пишет об арианах Сальвиано де Марселья [217] в своем

великолепном трактате Божественное управление. 'Они еретики, - говорит он, -

но так про себя не думают, они еретики в нашем понимании, а не в их

собственных глазах. Они считают себя настолько правоверными, что нам

прилепляют постыдное прозвище еретиков; так что мы для них то же, что и они

для нас. Мы считаем, что они оскорбляют Сына своим утверждением, что Он ниже

Бога Отца; они же считают, что это мы принижаем Отца, полагая, что Бог Отец

равен Сыну. Истина в нас, но они думают, что она на их стороне. Меж собой мы

славим Бога, среди них славить Божество - это проповедовать свое верование.

Они не делают того, что предписывает Церковь, но продолжают быть верными

своему учению, в их глазах, это значит - выполнять те же обязательства,

которые религия накладывает на нас. Они нечестивы, но считают, что обладают

истинным благочестием, они заблуждаются, но намерения их чисты, ибо они

далеки от того, чтобы ненавидеть Господа, и думают, что своими делами

прославляют Его и выказывают свою любовь к Нему. И хотя у них нет истинной

веры, они считают, что в их религиозном чувстве пребывает совершенная

Божественная любовь. Один только Бог знает, какая кара ожидает их на

Страшном Суде за те заблуждения, в которые они впали. Но до этого момента

Бог предписывает проявлять терпимость по отношению к ним, ибо видит, что

если эти люди и запутались в вере, то только из-за своего религиозного

чувства' {Salvianus; presbyter Massiliensis, de Gubernatione Dei. Iib.5.}.

Учение Сальвиано должно открыть глаза всем апологетам инквизиции. И если

произойдет подобная перемена в их взглядах, они не забудут в своих поступках

руководствоваться заповедью Иисуса Христа, вытекающей из естественного

закона: Не делай другому того, чего сам себе не пожелаешь {Итак, во всем,

как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в

этом закон и пророки (Ее. от Матфея, гл. 7). (Примеч. перев.)}.

Глава XLVI

ИСЧИСЛЕНИЕ ЖЕРТВ ИНКВИЗИЦИИ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК ВЕЛИКИХ

ИНКВИЗИТОРОВ, В ПРАВЛЕНИЕ КОИХ ПРОИСХОДИЛИ КАЗНИ

После того как я в предыдущей главе доказал, насколько учреждение

святого трибунала противоречит духу Иисуса Христа, его Евангелия и религии,

мне показалось уместным подтвердить эту доктрину и предложить моим читателям

поистине печальную картину; она будет крайне полезной по тем мыслям, на

которые наведет христианских философов.

Сосчитать число жертв инквизиции значит установить материально одну из

самых могущественных и самых действительных причин уменьшения

народонаселения Испании. В самом деле, если к нескольким миллионам жителей,

которых инквизиторская система изъяла из королевства путем поголовного

изгнания евреев, покоренных мавров и крещеных морисков, прибавить около

полумиллиона семейств, совершенно уничтоженных казнями святого трибунала, то

отсюда последует бесспорный вывод, что без существования этого трибунала и

влияния его принципов в Испании насчитывалось бы на двенадцать миллионов

человек больше против теперешнего населения, которое исчисляют в одиннадцать

миллионов.

Известно, что территория Франции не обширнее полуострова, почва

которого, однако, более плодородна и климат более благоприятен для

земледелия, как это доказывает качество и обилие вин, масел и фруктов

Испании. Отсюда можно заключить, что эта страна могла прокормить двадцать

восемь миллионов жителей (число, равное населению Франции), которые

действительно существовали в Испании, когда ее территория была разделена на

шесть христианских государств (Кастилия, Леон, Галисия, Португалия, Арагон и

Наварра) и на восемь магометанских государств (Толедо, Севилья, Кордова,

Хаэн, Гранада, Мурсия, Валенсия и Бадахос).

Было бы невозможно определить точно и достоверно число жертв, которые

святой трибунал погубил в первые годы со времени его учреждения. Его костры

начали пылать в 1481 году; но верховный совет был создан только в 1483 году.

Реестры его архивов и архивов подчиненных трибуналов относятся к еще менее

древней эпохе. Так как главный инквизитор следовал за двором, который до

царствования Филиппа II не имел постоянной резиденции, то множество

процессов должно было затеряться во время этих переездов. Таким