что донатисты выступают как возмутители общественного
спокойствия и гонители правоверных христиан; это заставляет думать, что
Блаженный Августин никогда не расстался бы со своим первым убеждением без
указанных здесь выше обстоятельств, но даже если предположить, что он от
него и отказался, он предписал бы наказывать еретиков лишь обычным
отлучением от Церкви, не предавая дело широкой огласке.
LII. Национальным советом Испании, созванным в г. Эльвире (Андалусия) в
303 году, были явлены одновременно терпимость к христианам, впавшим в
догматические заблуждения, и неприязнь к доносчикам. Правило 22 гласит:
'Если какой-либо католик принял ересь, а затем вновь вернулся в Церковь,
необходимо его принять, ибо он признал свой грех; пусть кается в течение
десяти лет и после этого будет допущен к причастию. Если кто попал к
еретикам в детском возрасте, принять его в лоно Церкви без наложения
епитимьи'. В правиле 46 читаем: 'Если какой-либо католик (после того, как он
отошел от Церкви и много лет ее не посещает) возвращается, не быв
идолопоклонником, он будет принят для покаяния в течение десяти лет и затем
допущен к причастию'. Правило 73 гласит: 'Если какой-либо католик стал
осведомителем и кто-то был казнен или изгнан в результате его доноса,
отказать ему в причастии даже на смертном одре; если же его ошибка не имела
столь грозных последствий, наложить на него епитимью на пять лет. В том же
случае, если доносчик только оглашенный, крестить его не ранее чем через
пять лет' {Cosilium Eliberaitammi. Can. 22,46,73.}. Не знаю, как примирили
инквизиторы это последнее правило с их указом, понуждающим христиан доносить
друг на друга под страхом наложения цензур. Когда Блаженный Августин поменял
свое мнение относительно способа обращения с еретиками, он счел возможным,
несмотря на постановления совета в Эльвире, доносить на до-натистов, ибо,
преследуя католиков, они возмущали спокойствие государства, однако
инквизиторы не ограничивают действие своего указа только такими
обстоятельствами. Они настолько далеки от принятия подобного ограничения,
что издают указы, заставляют их проповедовать и притязают на то, чтобы,
подчиняясь закону, отец, дети, супруги, братья и сестры - все доносили друг
на друга.
LIII. Я мог бы привести еще примеры из писаний Отцов Церкви, рассказать
о не менее ученых и святых подвижниках той прекрасной для религии эпохи,
старавшихся избавить от преследований или, по крайней мере, вырвать из рук
палачей многих еретиков. Но мне показалось излишним умножать авторитетные
свидетельства такого рода. Те, кто читает эту Историю без предубеждения, уже
удостоверились на основе мною сказанного, что методы инквизиции чисто
формально противоречат приведенным текстам. Что касается лиц, выступающих за
гражданскую нетерпимость, вряд ли даже все, что я мог бы еще добавить,
изменит их мнение. Ограничусь лишь тем, что предложу им следующие вопросы.
LIV. Если бы вы жили в первые века христианства, в таком месте Римской
империи, где христианство находилось бы в оппозиции к государственной
религии, вы бы одобрили закон, приказывающий язычникам доносить на христиан
проконсулу провинции? Вы стали бы приветствовать применение против них
пыток, тюрем и множества других жестоких мер с целью добиться признания в
том, что они хотели бы скрыть? Сочли бы вы справедливым их арест и самое
суровое одиночное заключение; запрет видеть отца, мать, супруга, супругу,
братьев, сестер и детей; общаться с прокурором, адвокатом, консультантом и
любым другим лицом? Было бы, по-вашему, хорошо, если бы делали тайну из
материалов следствия, скрывали бы имена и связи доносчиков и свидетелей,
утаивали бы документы, письма и другие свидетельства, способные частично
оправдать их в предполагаемых преступлениях? Вы бы тогда рассуждали, как и
Отцы Церкви, мнение которых вы уже знаете.
LV. Возможно, люди, о которых я говорю, заметят огромную разницу между
приведенными ситуациями и скажут: христианская католическая апостольская
римская Церковь исповедует истинную веру, поэтому она не может идти на
уступки другим, вследствие чего она не должна проявлять терпимость, дабы не
одобрить вероотступничество. Но кто так подумает, пусть вспомнит, что было
только что сказано о Блаженном Августине и манихейцах, и, кроме