не может
длиться долго, как нельзя удержать волну или заставить растение развиваться
в направлении, противном его природе. То, что делается с желанием, не только
длится дольше, но и еще бывает и прочнее. Этому последнему благу и должно
быть отдано предпочтение, все прочее принадлежит тем, кто опирается на силу;
воистину, методы ненасильственного убеждения согласуются с Божьим
правосудием, насилие же свойственно тиранической власти.
Вот, кстати, почему Бог рассудил сделать благо не тем, кто отказывался
принять Его, а тем кто желал этого' {S. Cregorius Nanzianzenus. Sermons 5.}.
Это учение св. Григория не нуждается в комментариях, оно, в частности,
подтверждает уже сказанное о методах обращения, принятых в святом трибунале.
XLVI. Оптат, епископ Милевитанский в Африке, живший в эпоху правления
Валентиниана и Валента, в своем трактате против Пармениана, епископа секты
донатистов, признает, что насилие противоречит духу христианской религии,
как и все, что противно свободе. Ибо, как пишет Пармениан, 'нельзя назвать
Церковью ту, которая стоит на крови, питается кровью и жиреет на плоти
человеческой'. Оптат признает правоту этой фразы и только не согласен с тем,
что она может быть применена к католической Церкви. 'Церковь (пишет он)
состоит из очень разных членов, а именно: из епископов, пресвитеров,
диаконов, служителей, общины верующих. Скажите, на какой из этих категорий,
по вашему мнению, лежит ответственность за Церковь? Укажите служителя,
назовите диакона или священника; покажите, что хоть один епископ согласился
с тем, что вы говорите; докажите, что кто-то из нас ставил среди вас
западни. Где вы найдете человека, который бы вас преследовал? Как вы сможете
доказать, что мы преследовали хоть одного из ваших?' {S. Optatis
Milevitanus. lib. 2 contra Parmenianum et donatistas.} Очевидно, что Оптат
открыто соглашается со своим противником, осуждая жажду крови в
церковнослужителях, но делает это для того, чтобы восхвалить свою партию,
отбрасывая факты, которые Пармениан вменяет ему в вину.
XLVII. Св. Иоанн Златоуст в проповеди об анафеме устанавливает тот же
принцип и глубоко осуждает преследователей еретиков, выдающих неверных
судьям, и почти в конце проповеди добавляет: 'Необходимо отбросить и
запретить нечестивые учения, которые пытаются распространять еретики, но
также необходимо прощать людям их ошибки и молить Бога об их спасении'. Мне
кажется невозможным примирить это учение с методами действий инквизиционного
трибунала.
XLVIII. Блаженный Иероним, пресвитер и учитель Церкви, сделав
наблюдение, что во времена императора Константина ариане сильно преследовали
католиков, и многие из последних перешли в ересь, дабы избежать гонений,
признал необходимость душить вредные учения всеми возможными методами, даже
наказывать разносчиков ереси, но не предавая их смерти, а трудясь над их
обращением к вере. В 62-м послании к Теофилию на Иоаннна Иерусалимского
пишет: 'Церковь Иисуса Христа утвердилась его кровью и муками, но никого не
проклиная; возросла в гонениях, мученики составили ее славу'. В толковании
на XIII главу Евангелия от Матфея (где разъясняется притча о плевелах)
блаженный Иероним пишет: 'Тот, кто правит Церковью, должен быть бдителен,
чтобы враг, воспользовавшись нерадением главного пастыря, не посеял плевелы,
то есть ереси. Однако слова: '...чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали
вместе с ними пшеницы', - поучают нас, что прежде чем отлучать нашего брата,
надо открыть ему двери покаяния; ибо тот, кто сегодня соблазнился вредными
принципами, может завтра раскаяться и стать поборником истины' {Idem S.
Hieronimus in Evang. sec. Math. Cap.13.}. В совокупности тексты блаженного
Иеронима подтверждают, что в Церкви должен господствовать дух терпения,
незлобивости, доброты; а жестокость и насилие суть методы недозволенные для
защиты и распространения веры.
XLIX. Блаженный Августин придерживался двух разных мнений в разные
периоды жизни. До сильной смуты, поднятой в Церкви донатистами (о которой
можно прочесть в Истории Церкви), этот святой учитель считал, что еретиков
нужно привлекать на свою строну уговорами, наказывая их только отлучением от
Церкви, и то, если они упорствовали. Впоследствии, увидев, как лоно Церкви
раздирается еретиками, он одобрил указы императора против