не впадать в
гордыню, а жить нераздельно с Богом, Иисусом Христом, вашим епископом и
апостольским учением'. Здесь св. Игнатий дает наставление быть как можно
ближе к епископу, чтобы, вопреки всем нападкам еретиков, достичь единомыслия
с ним в вопросах веры, но он не советует применять какие-либо жестокие меры
к инакомыслящим.
XXXII. В послании к христианам Смирны тот же святой говорит о еретиках,
которые хотели всем внушить, что Иисус Христос имел не материальную плоть, а
ее видимый образ, вследствие чего он не родился, не умер и не воскрес в
реальности, а была только видимость этого. После опровержения этих идей он
добавляет: 'Говорю вам это, возлюбленные братья мои не потому, что
сомневаюсь в вашей вере, но затем, чтобы предупредить вас, дабы вы были
осторожны с этими жестокими бестиями, у которых от человека остался только
внешний облик. Вы должны не только не пускать их в ваш дом, но и бежать от
них, избегать встречи с ними, если возможно; ваше дело - лишь молиться за
них, хоть и очень трудно обратить их в истинную веру и заставить покаяться,
но все во власти Иисуса Христа, подателя истинной жизни'. Вот все учение,
которое проповедовала первая Церковь по отношению к еретикам, в наиболее
понятном изложении. Никаких карательных мер, молитвы об -их обращении и, во
избежание опасности заражения, наставления отцов верующим.
XXXIII. Тот же ученик апостолов, в своем послании к Поликарпу, епископу
Смирны, пишет: 'Я заклинаю вас, ради благодати Божией, которая с вами, идите
далее в вашем делании и наставляйте всех верующих на путь спасения: не
бегайте ни телесных трудов, ни душевных забот, дабы до конца исполнить вашу
великую миссию; прежде всего, радейте о том, чтобы сохранить единство,
величайшее благо из всех; Принимайте всех остальных, как Господь принимает
вас, и будьте к ним терпимы из милости, как вы это делаете сейчас...
Помогайте друг другу с любовью, если хотите, чтобы Бог помогал вам'.
Вот терпимость, которую проповедует ученик апостолов. И ее очень легко
примирить с доктриной об отлучении. Если еретику не удается соблазнить
никого из католиков и если он не нарушает общественный порядок, то пусть к
нему относятся терпимо, в обратном случае он может быть отлучен, но только
внутрицерковно: от участия в таинствах. К этому только добавится предписание
избегать всякого общения с отлученным еретиком, насколько это возможно в
гражданском обществе. Но даже и это предписание не должно выполняться, если
люди, отлученные от католической Церкви, ведут себя благопристойно и мирно и
не думают соблазнять верующих.
XXXIV. Тертулиан, в своей речи в защиту христиан, которую он направил
императору Северу, с целью прекратить гонения на них, пишет в XXIV главе:
'Остерегайтесь покровительствовать неверию, когда вы лишаете свободы в
выборе божества, запрещая мне служить Богу, которого я почитаю, и заставляя
возжигать благовония Богу, которого я не люблю: ни Бог [ни даже сам человек]
не принимает благосклонно принужденное поклонение'. Эти идеи не противоречат
учению апостола Павла, который уверяет, что наше поклонение должно быть
осмысленным, то есть результатом нашего убеждения. Когда мы сделаем все, что
в нашей власти, дабы обратить еретика, и это не принесет плода, нам
останется только избегать с ним общения, ибо если мы будем упорствовать и
попытаемся обратить его страхом, то получим лишь лицемера: таков печальный
результат, которого добивается инквизиция. И если нам говорят, что отход от
католической веры - это преступление, которое должно быть наказано, то св.
Павел и Тертулиан учат нас, что, если какой-то человек, по недомыслию,
полагает, что нашел истину в какой-то доктрине противоречащей учению Церкви,
он не преступник перед людьми, ибо поступил так, желая себе вечного
спасения; и если его принуждают следовать прежней вере, он будет поклоняться
Богу без усердия, ибо тогда он будет не свободен и не волен в своих
желаниях.
XXXV. В главе XXVIII он пишет: 'Но, кажется, несправедливо заставлять
свободных людей совершать жертвоприношение, ибо, согласно предписанию, оно
требует истинной набожности, и совершенно неразумно принуждать поклоняться
богам, ибо это следует делать только по доброй воле'. Это рассуждение
Тертулиана подтверждает уже сказанное в предыдущем параграфе. Сам же
Тертулиан в книге к Скапуле,