Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

не впадать в

гордыню, а жить нераздельно с Богом, Иисусом Христом, вашим епископом и

апостольским учением'. Здесь св. Игнатий дает наставление быть как можно

ближе к епископу, чтобы, вопреки всем нападкам еретиков, достичь единомыслия

с ним в вопросах веры, но он не советует применять какие-либо жестокие меры

к инакомыслящим.

XXXII. В послании к христианам Смирны тот же святой говорит о еретиках,

которые хотели всем внушить, что Иисус Христос имел не материальную плоть, а

ее видимый образ, вследствие чего он не родился, не умер и не воскрес в

реальности, а была только видимость этого. После опровержения этих идей он

добавляет: 'Говорю вам это, возлюбленные братья мои не потому, что

сомневаюсь в вашей вере, но затем, чтобы предупредить вас, дабы вы были

осторожны с этими жестокими бестиями, у которых от человека остался только

внешний облик. Вы должны не только не пускать их в ваш дом, но и бежать от

них, избегать встречи с ними, если возможно; ваше дело - лишь молиться за

них, хоть и очень трудно обратить их в истинную веру и заставить покаяться,

но все во власти Иисуса Христа, подателя истинной жизни'. Вот все учение,

которое проповедовала первая Церковь по отношению к еретикам, в наиболее

понятном изложении. Никаких карательных мер, молитвы об -их обращении и, во

избежание опасности заражения, наставления отцов верующим.

XXXIII. Тот же ученик апостолов, в своем послании к Поликарпу, епископу

Смирны, пишет: 'Я заклинаю вас, ради благодати Божией, которая с вами, идите

далее в вашем делании и наставляйте всех верующих на путь спасения: не

бегайте ни телесных трудов, ни душевных забот, дабы до конца исполнить вашу

великую миссию; прежде всего, радейте о том, чтобы сохранить единство,

величайшее благо из всех; Принимайте всех остальных, как Господь принимает

вас, и будьте к ним терпимы из милости, как вы это делаете сейчас...

Помогайте друг другу с любовью, если хотите, чтобы Бог помогал вам'.

Вот терпимость, которую проповедует ученик апостолов. И ее очень легко

примирить с доктриной об отлучении. Если еретику не удается соблазнить

никого из католиков и если он не нарушает общественный порядок, то пусть к

нему относятся терпимо, в обратном случае он может быть отлучен, но только

внутрицерковно: от участия в таинствах. К этому только добавится предписание

избегать всякого общения с отлученным еретиком, насколько это возможно в

гражданском обществе. Но даже и это предписание не должно выполняться, если

люди, отлученные от католической Церкви, ведут себя благопристойно и мирно и

не думают соблазнять верующих.

XXXIV. Тертулиан, в своей речи в защиту христиан, которую он направил

императору Северу, с целью прекратить гонения на них, пишет в XXIV главе:

'Остерегайтесь покровительствовать неверию, когда вы лишаете свободы в

выборе божества, запрещая мне служить Богу, которого я почитаю, и заставляя

возжигать благовония Богу, которого я не люблю: ни Бог [ни даже сам человек]

не принимает благосклонно принужденное поклонение'. Эти идеи не противоречат

учению апостола Павла, который уверяет, что наше поклонение должно быть

осмысленным, то есть результатом нашего убеждения. Когда мы сделаем все, что

в нашей власти, дабы обратить еретика, и это не принесет плода, нам

останется только избегать с ним общения, ибо если мы будем упорствовать и

попытаемся обратить его страхом, то получим лишь лицемера: таков печальный

результат, которого добивается инквизиция. И если нам говорят, что отход от

католической веры - это преступление, которое должно быть наказано, то св.

Павел и Тертулиан учат нас, что, если какой-то человек, по недомыслию,

полагает, что нашел истину в какой-то доктрине противоречащей учению Церкви,

он не преступник перед людьми, ибо поступил так, желая себе вечного

спасения; и если его принуждают следовать прежней вере, он будет поклоняться

Богу без усердия, ибо тогда он будет не свободен и не волен в своих

желаниях.

XXXV. В главе XXVIII он пишет: 'Но, кажется, несправедливо заставлять

свободных людей совершать жертвоприношение, ибо, согласно предписанию, оно

требует истинной набожности, и совершенно неразумно принуждать поклоняться

богам, ибо это следует делать только по доброй воле'. Это рассуждение

Тертулиана подтверждает уже сказанное в предыдущем параграфе. Сам же

Тертулиан в книге к Скапуле,