после повествования о воскресении
Христа, добавляет, что тот сказал апостолам: 'Итак, идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все,
что Я повелел вам'. Это доказывает, что апостолы, их последователи, и все
священники, посвятившие себя служению Церкви, должны следовать учению
божественного Учителя, и никто не властен отойти от него, суживать смысл или
своевольно его толковать, и, конечно же, никто не может пренебрегать этим
учением или забывать о нем, как, например, было, когда инквизиторы
заставляли доносить на любого человека, не упредив его заблаговременно
трижды, хотя именно об этом прямо говорит Евангелие.
XIII. Евангелист Лука так пишет в IX главе своего Евангелия: 'Когда же
приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим, и послал
вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самаритянское,
чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что он имел вид
путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали:
Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и
Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете
какого вы духа; Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а
спасать. И пошли они в другое селение'. Этот прекрасный текст явственно
доказывает, что Иисус не хотел, чтобы применялись какие-либо меры против
отколовшихся от иудейской Церкви самаритян. Кажется, я достаточно ясно
объяснил истинный смысл этого отрывка в предыдущей главе.
XIV. Тот же евангелист пишет в X главе: 'И вот один законник встал и,
искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь
вечную? Он же сказал: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ:
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею
крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого
себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал
Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,
которые сняли с него одежду и изранили его и ушли, оставивши его едва живым.
По случаю один священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и
левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же
некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошел перевязал
ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в
гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два
динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если
издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих,
думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему
милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай также'. Этот эпизод
подтверждает уже сказанное об отношении к еретикам и схизматикам. Он
показывает, что раскольник самарянин более приятен Богу, чем правоверные
священники и левиты, что он более соответствует образцу добродетели и что
все, что мы читаем о вере, подчиняется этому закону милосердия и любви, ибо
(как сказано в Святом Писании в другом месте): Бог есть любовь, и
пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь есть исполнение
закона. Любовь покрывает множество грехов.
XV. Читаем у евангелиста Луки в главе XIII: 'И сказал сию притчу: некто
имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на
ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода
на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает? Но он
сказал ему в ответ: господин! Оставь ее на этот год, пока я окопаю ее и
обложу навозом: Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год
срубишь ее'. Эта притча подтверждает, что нельзя объявлять кого-либо
еретиком, не уведомив его, по меньшей мере, три раза в течение трех лет, и
советует также и по истечении этого срока воздержаться от гонений и
попробовать убедить его обратиться к истинной вере.
XVI. Евангелие от Луки, глава XVI: 'Сказал же и к ученикам Своим: один
человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что
расточает имение его; И призвав его, сказал ему: что это я слышу