Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

после повествования о воскресении

Христа, добавляет, что тот сказал апостолам: 'Итак, идите, научите все

народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все,

что Я повелел вам'. Это доказывает, что апостолы, их последователи, и все

священники, посвятившие себя служению Церкви, должны следовать учению

божественного Учителя, и никто не властен отойти от него, суживать смысл или

своевольно его толковать, и, конечно же, никто не может пренебрегать этим

учением или забывать о нем, как, например, было, когда инквизиторы

заставляли доносить на любого человека, не упредив его заблаговременно

трижды, хотя именно об этом прямо говорит Евангелие.

XIII. Евангелист Лука так пишет в IX главе своего Евангелия: 'Когда же

приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим, и послал

вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самаритянское,

чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что он имел вид

путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали:

Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и

Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете

какого вы духа; Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а

спасать. И пошли они в другое селение'. Этот прекрасный текст явственно

доказывает, что Иисус не хотел, чтобы применялись какие-либо меры против

отколовшихся от иудейской Церкви самаритян. Кажется, я достаточно ясно

объяснил истинный смысл этого отрывка в предыдущей главе.

XIV. Тот же евангелист пишет в X главе: 'И вот один законник встал и,

искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь

вечную? Он же сказал: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ:

возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею

крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого

себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал

Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам,

которые сняли с него одежду и изранили его и ушли, оставивши его едва живым.

По случаю один священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и

левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же

некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошел перевязал

ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в

гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два

динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если

издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих,

думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему

милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай также'. Этот эпизод

подтверждает уже сказанное об отношении к еретикам и схизматикам. Он

показывает, что раскольник самарянин более приятен Богу, чем правоверные

священники и левиты, что он более соответствует образцу добродетели и что

все, что мы читаем о вере, подчиняется этому закону милосердия и любви, ибо

(как сказано в Святом Писании в другом месте): Бог есть любовь, и

пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь есть исполнение

закона. Любовь покрывает множество грехов.

XV. Читаем у евангелиста Луки в главе XIII: 'И сказал сию притчу: некто

имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на

ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода

на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает? Но он

сказал ему в ответ: господин! Оставь ее на этот год, пока я окопаю ее и

обложу навозом: Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год

срубишь ее'. Эта притча подтверждает, что нельзя объявлять кого-либо

еретиком, не уведомив его, по меньшей мере, три раза в течение трех лет, и

советует также и по истечении этого срока воздержаться от гонений и

попробовать убедить его обратиться к истинной вере.

XVI. Евангелие от Луки, глава XVI: 'Сказал же и к ученикам Своим: один

человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что

расточает имение его; И призвав его, сказал ему: что это я слышу