VIII. Св. Матфей, глава X: 'Сих двенадцать {Апостолов. (Примеч.
перев.)} послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите
и в город самарянский не входите; А идите наипаче к погибшим овцам дома
Израилева; Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное... А если
кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города
того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле
Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас,
как овец среди волков'. Заметим, что Иисус, говоря о заблудших овцах дома
Израилева, не приказывает апостолам наказывать их, напротив, откладывает до
дня Страшного Суда наказание тех, кто не признает его учения. Почти то же
самое читаем в Евангелии от Марка и от Луки, главы IX и X.
IX. Св. Матфей, в главе XIII, пишет: 'Другую притчу предложил Он им,
говоря: Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле
своем; Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы
и ушел; Когда взошла зелень, появился плод, тогда явились и плевелы;
Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял
ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек
сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он
сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам:
соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу
уберите в житницу мою... тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И
приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на
поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
Поле есть мир; доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть
Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине
века сего: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его
все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в печь огненную; там будет
плач и скрежет зубов'.
X. Эта притча показывает, что Иисус не желал, чтобы еретики
наказывались при жизни, даже и те, кто сеет плевела, то есть их иерархи,
устанавливающие догмы; но велит ждать, когда Бог сам сделает это в день
своего Суда, отдавая не людям, но ангелам власть наказывать их, да и то
только в последние времена.
XI. Святой Матфей, глава XVIII: 'Сказал Иисус апостолам: Ибо Сын
Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у
кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто
девять и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее то,
истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти
незаблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из
малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между
тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же
он не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или
трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи
церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и
мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на
небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также
говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле,
то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или
трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к нему и
сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?
До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе 'до семи', но до се-мижды
семидесяти раз'. Здесь очевидно следующее: 1. Иисус одобряет обращение
заблудших овец только мягкими методами, внушаемыми любовью и добротой; 2.
Само отлучение еретика свершается только после трех увещеваний,
произведенных при указанных Иисусом обстоятельствах; 3. Распоряжение
инквизитора предать дело огласке до этого времени категорически противоречит
учению Иисуса Христа. Посмотрите эту же главу в Евангелии св. Луки, глава
XV. XII. Святой Матфей, глава XXVIII,