Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

к еретикам, а также к

католикам, которые, подобно мне, являются поборниками терпимости.

III. Когда я опубликовал Проспект этого труда, о нем заговорили, но

некоторые суждения были ошибочны (и несправедливы по отношению к автору),

чего, по-видимому, было не избежать, так как, не зная Критической истории,

публика не могла судить о моем труде беспристрастно и дать ему ясную и

справедливую оценку. Некоторые сочли необходимым по этому поводу посылать

мне анонимные письма, тон которых явно изобличал отсутствие у их авторов

того духа христианской любви, о котором нам непрестанно толкует Евангелие.

Автор одного из этих писем, от 19 августа 1817 года, после яростного

клеветнического выпада добавляет: 'Искренне признайтесь, что желание

критиковать инквизицию не принадлежит Вам лично, ибо от инквизиции осталось

одно только название. Все удары, которыми, как Вам кажется, Вы ее осыпаете,

по сути, являются нападками на саму религию: когда Вы осуждаете заблуждения

некоторых церковнослужителей, рука Ваша дерзко посягает на сам священный

ковчег: вот в чем Ваше безумное чаяние'. Мой труд уже опубликован. Пусть

читатели вынесут ему свой приговор. Я же от всего сердца прощаю этому

человеку нанесенные мне оскорбления.

IV. Тем не менее ввиду того, что есть лица (во всем остальном достойные

всяческого уважения), которых некое подобие предрассудка заставляет

рассматривать инквизицию Кик оплот римской католической апостольской веры,

имеет смысл показать их заблуждения, ибо невероятно, чтобы Бог настолько

изменил свой замысел и средства, используемые в настоящее время для

поддержания веры, противоречат учению и примеру Христа, апостолов и первых

Отцов Церкви.

V. Итак, я предлагаю дословно привести здесь несколько достойных

внимания текстов, взятых из множества им подобных, которые выявляют истинный

дух христианской религии и Церкви до появления революционных идей,

изложенных в первых главах этой Истории. Конечно, нет смысла проделывать эту

работу для людей образованных, но лица менее сведущие в этих вопросах,

возможно, будут мне за нее благодарны и с удовольствием прочтут некоторые

цитаты из творений святых отцов и других заступников Церкви и из священных

текстов, которые, будучи собранными вместе, несомненно просветят всякую

благочестивую, искреннюю и правдолюбивую душу.

VI. Святой евангелист Матфей, в главе IV своего Евангелия, пишет так:

'Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона,

называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они

были рыболовы; И говорит им: идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков.

И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда идя далее, увидел

Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с

Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас,

оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей

Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую

болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии: и

приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками,

и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за

Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за

Иордана'. - Иисус Христос для того, чтобы обратить людей, не прибегает к

угрозам. Он довольствуется тем, что предлагает им приятные вещи, совершая

добро и оказывая милости.

VII. Тот же евангелист в главе V повествует: 'Увидев народ, Он взошел

на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста

Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют

землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны

милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога

узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны

изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное'. Здесь нетрудно заметить,

что Иисус называет блаженными не тех, кто проявляет досадное рвение, дабы

обратить людей в свою веру или наказывает их, когда они покидают Церковь, а

дает это имя тем, кто милостив, кроток, миролюбив, и тем, у кого чистое

сердце.